Новые тур. обьекты

«КРИВЕ ОЗЕРО», відпочинковий комплекс

81053, Україна, Львівська обл., м. Новояворівськ, вул. Зелена, 34

«ДЕРИБАС», отель

Украина, г. Одесса, ул. Дерибасовская, 27

«ОБЕРІГ», готель

Україна, м. Київ, проспект Лобановського, 25/16

Поиск по сайту
Главная О проекте, контакты Карта сайта
  /     /   «НИКОЛАЕВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ В.В. ВЕРЕЩАГИНА»

«НИКОЛАЕВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ В.В. ВЕРЕЩАГИНА»

54000, Украина, г.Николаев, ул. Большая Морская, 47
Тел.: +38 (0512) 37-23-67 (приемная), +38 (0512) 37-23-53 (вопросы по экскурсиям)
museum0@ukr.net
www.vereschagin.com.ua

НИКОЛАЕВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ В.В. ВЕРЕЩАГИНА

Более ста лет назад в городе Николаеве был создан музей в честь великого художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина. Открытие Николаевского художественного музея состоялось 6 июня (по новому стилю) 1914 года – в 10-летие трагической смерти художника.

Большую роль в создании Николаевского областного художественного музея им. В.В. Верещагина сыграл князь Николай Антонович Гедройц. Проживая в Николаеве, Н.А. Гедройц инициировал создание Общества утонченных (красных) искусств, которое в 1913 году насчитывало более 100 членов и объединяло николаевских художников и любителей искусства. Самым главным делом для николаевского Общества стало основание художественного музея – памятника выдающемуся художнику-баталисту В. В. Верещагину. Большую помощь обществу в этом деле оказал И.Е. Репин, который высоко ценил творчество художника и считал увенчание памяти художника долгом и делом чести всех соотечественников и современников.

Первая коллекция музея включала произведения, которые были переданы Академией художеств, Русским музеем Александра ІІІ в Петербурге, а также личные вещи, которые были переданы вдовой В.В. Верещагина – Лидией Васильевной. Частные коллекционеры и городские жители дарили полотна выдающихся русских и зарубежных художников. Сам Н.А. Гедройц подарил 11 рисунков В.В. Верещагина.

Музей расположился в одном из лучших сооружений города – здании гауптвахты.

После революции собрание пополнялось полотнами советских мастеров, произведениями из национализированных частных коллекций, картинами Р.Г. Судковского, переданными в 1924 году из Очакова братом художника.

В канун Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. коллекция насчитывала около тысячи произведений. Но в годы временной фашистской оккупации музей был варварски разграблен.

Восстановление началось сразу после изгнания фашистов из города. В 1945 году музей возобновил свою работу в небольшой старинной усадьбе. Были найдены некоторые произведения В.В. Верещагина, его личные вещи, работы И.К. Айвазовского, Р.Г. Судковского, М.М. Антокольского и других художников. Большую помощь в формировании послевоенной коллекции оказали Киевский музей русского искусства, Киевский музей западного и восточного искусства (в настоящее время - Музей искусств им. Богдана и Веры Ханенко), Одесский художественный музей и другие организации.

В настоящее время коллекция музея насчитывает до тринадцати тысяч экспонатов, которые представляют собой своеобразную художественную летопись Украины и многих других стран.

С 1986 года и по сегодняшний день музей занимает здание на Большой Морской, 47, которое является памятником архитектуры ХІХ ст.

В залах представлена экспозиция произведений, которая включает в себя живопись, скульптуру, графику и декоративно-прикладное искусство. В отдельном зале музея экспонируются произведения западноевропейского искусства.

Териториально-обособленный отдел

В 1982 году в г.Очакове был открыт Очаковский музей маринистической живописи им. Р.Г. Судковского, который является териториально-обособленным отделом Николаевского областного художественного музея им. В.В. Верещагина. Музей открыт на родине художника. Основой коллекции стали произведения известного художника-мариниста Руфина Гавриловича Судковского (1850-1885), которые были переданы после смерти мастера его братом.

Экспозиция

В первом зале экспонируются произведения иконописи XVII-XІX веков и работы украинских портретистов XVIII века. И?конопись, иконописание – вид живописи, предназначенный для создания священных изображений – икон. В качестве произведений иконописи обычно рассматривают предназначенный для молитвы образ, написанный на доске. Для иконописи характерны особый художественный язык, техника и методы творчества. Представленные иконописные произведения выполнены художниками, начиная с XVII века, когда в искусстве проявляются тенденции реализма и свободная трактовка религиозных сюжетов.

Яркой особенностью украинского и российского искусства XVII – начала XVIII века было появление портрета ("парсуны"), который еще хранит иконописную манеру изображения. Но сквозь нее уже просматриваются индивидуальные черты изображенного. Примеры парсун также находятся в этом зале.

Экспозиция второго зала знакомит с развитием украинского и русского искусства XVIII - первой половины XIX веков. XVIII век - время больших изменений в России - затрагивающих политику, экономику и культуру. Изобразительное искусство приобретает новый, светский характер, обращая свое внимание на человека. Мастера акцентируют внимание на портрете. В развитии портрета выделяются две линии: парадный портрет и камерный. Оба представлены в экспозиции работами таких известнейших мастеров того времени как Ф.С. Рокотов, В.Л. Боровиковский и др.

Следующий раздел зала отведен произведениям мастеров первой половины XIX века. В экспозиции представлены работы В.А. Тропинина, ученика А.Г. Венецианова – Е.Ф. Крендовского, С.К. Зарянко. Первые четыре десятилетия XIX века - время расцвета миниатюрного акварельного портрета. Родоначальником его является П.Ф. Соколов.

Примером пейзажной живописи первой половины XIX века является полотно В.К. Шульмана.
 
Третий зал познакомит с произведениями художников 1860-х годов и передвижников. На рубеже 1850 и 60-х годов происходит перелом в развитии русского и украинского искусства. Творчество мастеров 1860-х годов В. Перова, В. Якоби, В. Пукирева, Л. Соломаткина, С. Грибкова и других художников, отображавших реальную жизнь народа, широко представлено в экспозиции зала. Товарищество передвижных художественных выставок, созданное в 1870 году, закономерно продолжило развитие демократических и реалистичных поисков "шестидесятников". Доминирующим жанром в творчестве передвижников становится бытовой, который правдиво передает повседневную жизнь людей. Кроме полотен известных художников передвижников – И. Крамского, В.Е. Маковского, А.М. Корзухина, А.Н. Куинджи, И. Левитана, Н.А. Ярошенко, А.К. Саврасова и других, также представлены скульптуры М.М. Антокольского, Л.В. Позена, Лансере.

Экспозицию зала открывает работа всемирно-известного художника - мариниста И.К. Айвазовского "Пушкин на берегу Черного моря" (1887). Очень редко Айвазовский соединял морской пейзаж с образом человека. Традиции маринистической живописи, заложенные И.К. Айвазовским, продолжил Р.Г. Судковский, уроженец г. Очакова, Николаевской области. Он тяготел к реалистичному видению морского пейзажа. Почти все свои произведения Р.Г. Судковский писал с натуры. Ему пророчили славу Айвазовского, которой не суждено было состояться из-за ранней смерти художника.

Центральными в музее являются два зала В.В. Верещагина, которые являются художественно-мемориальным комплексом. В них экспонируются произведения выдающегося российского художника-баталиста второй половины ХІХ века, а также его личные вещи.

В.В. Верещагин отразил в своих работах многие противоречия современной ему действительности. Будучи участником нескольких войн, он показал их во всем многообразии, при этом подчеркивал безмерные страдания, которые приносит людям война, с большой любовью описывал стойкость и мужество простого солдата.

Путешествуя по Индии в 1874-1876, Верещагин создал этюды, собрал этнографический материал. По возвращении в Европу, художник создает индийскую серию, которая впервые была экспонируема на выставке работ Верещагина в Лондоне, в 1887 г. испано-американской войны 1898 года Среди них особенно известна серия "Письмо к матери" (1901), автор создал несколько работ на эту тему. три картины из которой принадлежат музею.

В экспозиции зала представлены эскизы, этюды, рисунки художника, выполненные в разные годы. Написанные уверенной рукой большого мастера, они точно и всесторонне передают характер местности, особенности быта разных народов, архитектуры.

Творчество В.В. Верещагина, которое демонстрирует ужасы войны, остается актуальным и в наши дни, когда борьба за мир стала самой актуальной проблемой для всех народов.

Шестой и седьмой залы знакомят с искусством конца XIX - начала XX века. В конце XIX - в начале XX века в изобразительном искусстве Украины и России преобладали два течения: реализм и модернизм.

В 1890 году в Одессе было сформировано Товарищество южнорусских художников (ТЮРХ). Произведения некоторых мастеров, которые входили в Товарищество, представлены в зале. Основателем общества был одесский художник К.К. Костанди. Активными участниками выставок Общества стали Н.Д. Кузнецов, Т.Я. Дворников, Головков, Волокидин и др.

В конце XIX - в начале XX века сложные, а под время и противоречивые процессы в художественной жизни страны вызывали возникновение новых выставочных объединений, таких как "Мир искусства" и "Союз русских художников".

В зале можно познакомиться с работами мастеров, которые входили к петербуржское объединение "Мир искусства", и художников, которые принимали участие в его выставках. Идеологом "Мира искусства" был А.Н. Бенуа. В фондах музея хранится несколько работ этого мастера из цикла "Версальская серия". У истоков организации "Мир искусства" стоял К.А. Сомов – одна из работ которого, также присутствует в постоянной экспозиции. Творческая атмосфера "Мира искусства", широта интересов, стремление найти новые эстетические критерии времени привлекли в его ряды многих значительных мастеров. Среди них выделяется Н.К. Рерих, который проявил удивительную любовь к русской старине. В 1903-1904 годах он путешествовал по старинным городам и выполнил многочисленные архитектурные этюды. Один из них - "Псковская башня" (1903) был приобретен в частной коллекции в Киеве.

В экспозиции представлены произведения еще одного влиятельного выставочного объединения "Союза русских художников" (1903), куда вошли выдающиеся мастера реалистичного искусства. В основном это были пейзажисты - воспитанники Московского училища живописи, скульптуры и архитектуры. Творчество мастеров "Союза русских художников" - яркое явление в истории изобразительного искусства начала XX века. Среди членов "Союза русских художников" выделяется творчество К.А. Коровина, С.Ю. Жуковского, С.А. Виноградова, И.И. Бродского, с произведениями, которых можно познакомиться в зале.

В этот период выделяется своеобразием московское объединение художников под названием "Бубновый валет", созданное в 1910 году. Мастера этого объединения сосредоточили свою деятельность в жанре натюрморта, портрета и пейзажа: их произведениям присуща подчеркнутая деформация, обобщение объемов, нарочитая грубость и материальность фактуры, жизнерадостная, почти лубочная яркость и сочность цвета. Ведущим жанром в творчестве бубнововалетовцев был натюрморт. Экспозиция знакомит с работами И.И. Машкова, Р.Р. Фалька, Д. Бурлюка, и др.

Отдельной экспозицией представлено искусство западноевропейских художников XVII - начала XX веков. Обзор начинается с произведений нескольких ведущих художественных школ Италии: флорентийской, генуэзской и венецианской. В экспозиции представлены работы итальянских мастеров первой половины XIX века. Таких как Кристофао Аллори "Юдифь" (старинная копия с картины флорентийского художника), Леанардо Бассано.

Следующий раздел экспозиции знакомит с произведениями голландских и фламандских мастеров XVII-XVIII веков, а также с испанским искусством. Виртуозно владея живописными приемами, художники уверенно передавали красоту вещей, которые окружают человека с помощью натюрмортов. В разделе французского искусства представленные произведения, выполнены в различных стилях. Во второй половине XVII века в рамках придворного стиля, который идеализировал и восхвалял модель, быстро развивался портретный жанр.

Чрезвычайно широкое распространение получает во Франции пейзаж. В экспозиции находится работа знаменитого пейзажиста того времени Жозефа Верне (1714-1789). Отдельными произведениями в музее представленное искусство Чехии, Австрии и Германии.

В экспозиции также находятся образцы декоративно- прикладного искусства Европы XVIII-XIX веков. Среди них привлекают внимание произведения наибольших фарфоровых мануфактур. Выполнены они в тех же стилевых направлениях, что и изобразительное искусство этого периода.

Выставки

Музей осуществляет активную выставочную деятельность, организовывает временные тематические экспозиции из собственных фондов и принимает разнообразные гостевые выставки.

Активно сотрудничает с детскими садиками, средней и старшей школой. Для них предусмотрены тематические программы, однодневные выездные выставки, тематические экскурсии.

1. Академическое искусство ІІ пол. ХІХ - нач. ХХ вв.
2. Жизнь и творчество В.В. Верещагина
3. Западно-европейское искусство ХVІІ – XIX вв/
4. Иконопись XVII-XІX вв.
5. Основные направления отечественного искусства кон. ХІХ - нач. ХХ вв.
6. Портрет XVII - XIX вв.
7. Скульптура ХІХ - нач. ХХІ вв.
8. Тайны музейных портретов (Новые научные исследования)
9. Творчество художников-передвижников
10. Украинское искусство ХVIII - нач. ХХ вв
11. Шедевры музея II пол.XIX - ХХ вв.

Николаевский областной художественный
музей им. В.В. Верещагина
54000, Украина, г.Николаев,
ул. Большая Морская, 47
Приемная: +38 (0512) 37-23-67
Вопросы по экскурсионному обслуживанию
по телефону: +38 (0512) 37-23-53
museum0@ukr.net
www.vereschagin.com.ua

График работы музея:
вторник-четверг 9??-18??;
пятница-воскресенье 10??-19??
Выходной день – понедельник

Стоимость входного билета:
для взрослого - 20 грн;
для ребенка - 10 грн;
для ребенка дошкольного возраста - 6 грн.

Экскурсионная путёвка для взрослых
(для группы до 15 чел.) - 30 грн.
Экскурсионная путёвка для детей
(для группы до 15 чел.) - 15 грн.

Информация по состоянию на 27.04.2016