Новые тур. обьекты

«ДУБРАВУШКА CLUB», загородный комплекс

08505, Украина, Киевская обл., г. Фастов, ул. Челюскинцев, 98

«HOTEL SUN RESORT»

Украина, Запорожская обл., г. Бердянск, ул. Макарова, 7М

«DOLCE VITA», парк-отель

Украина, Донецкая обл., г. Святогорск, ул. Сосновая, 5-Б

Поиск по сайту
Главная О проекте, контакты Карта сайта
  /     /   «НИКОЛАЕВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ В.В. ВЕРЕЩАГИНА»

«НИКОЛАЕВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ В.В. ВЕРЕЩАГИНА»

54000, Украина, г.Николаев, ул. Большая Морская, 47
Тел.: +38 (0512) 37-23-67 (приемная), +38 (0512) 37-23-53 (вопросы по экскурсиям)
museum0@ukr.net
www.vereschagin.com.ua

НИКОЛАЕВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ В.В. ВЕРЕЩАГИНА

Более ста лет назад в городе Николаеве был создан музей в честь великого художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина. Открытие Николаевского художественного музея состоялось 6 июня (по новому стилю) 1914 года – в 10-летие трагической смерти художника.

Большую роль в создании Николаевского областного художественного музея им. В.В. Верещагина сыграл князь Николай Антонович Гедройц. Проживая в Николаеве, Н.А. Гедройц инициировал создание Общества утонченных (красных) искусств, которое в 1913 году насчитывало более 100 членов и объединяло николаевских художников и любителей искусства. Самым главным делом для николаевского Общества стало основание художественного музея – памятника выдающемуся художнику-баталисту В. В. Верещагину. Большую помощь обществу в этом деле оказал И.Е. Репин, который высоко ценил творчество художника и считал увенчание памяти художника долгом и делом чести всех соотечественников и современников.

Первая коллекция музея включала произведения, которые были переданы Академией художеств, Русским музеем Александра ІІІ в Петербурге, а также личные вещи, которые были переданы вдовой В.В. Верещагина – Лидией Васильевной. Частные коллекционеры и городские жители дарили полотна выдающихся русских и зарубежных художников. Сам Н.А. Гедройц подарил 11 рисунков В.В. Верещагина.

Музей расположился в одном из лучших сооружений города – здании гауптвахты.

После революции собрание пополнялось полотнами советских мастеров, произведениями из национализированных частных коллекций, картинами Р.Г. Судковского, переданными в 1924 году из Очакова братом художника.

В канун Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. коллекция насчитывала около тысячи произведений. Но в годы временной фашистской оккупации музей был варварски разграблен.

Восстановление началось сразу после изгнания фашистов из города. В 1945 году музей возобновил свою работу в небольшой старинной усадьбе. Были найдены некоторые произведения В.В. Верещагина, его личные вещи, работы И.К. Айвазовского, Р.Г. Судковского, М.М. Антокольского и других художников. Большую помощь в формировании послевоенной коллекции оказали Киевский музей русского искусства, Киевский музей западного и восточного искусства (в настоящее время - Музей искусств им. Богдана и Веры Ханенко), Одесский художественный музей и другие организации.

В настоящее время коллекция музея насчитывает до тринадцати тысяч экспонатов, которые представляют собой своеобразную художественную летопись Украины и многих других стран.

С 1986 года и по сегодняшний день музей занимает здание на Большой Морской, 47, которое является памятником архитектуры ХІХ ст.

В залах представлена экспозиция произведений, которая включает в себя живопись, скульптуру, графику и декоративно-прикладное искусство. В отдельном зале музея экспонируются произведения западноевропейского искусства.

Териториально-обособленный отдел

В 1982 году в г.Очакове был открыт Очаковский музей маринистической живописи им. Р.Г. Судковского, который является териториально-обособленным отделом Николаевского областного художественного музея им. В.В. Верещагина. Музей открыт на родине художника. Основой коллекции стали произведения известного художника-мариниста Руфина Гавриловича Судковского (1850-1885), которые были переданы после смерти мастера его братом.

Экспозиция

В первом зале экспонируются произведения иконописи XVII-XІX веков и работы украинских портретистов XVIII века. И?конопись, иконописание – вид живописи, предназначенный для создания священных изображений – икон. В качестве произведений иконописи обычно рассматривают предназначенный для молитвы образ, написанный на доске. Для иконописи характерны особый художественный язык, техника и методы творчества. Представленные иконописные произведения выполнены художниками, начиная с XVII века, когда в искусстве проявляются тенденции реализма и свободная трактовка религиозных сюжетов.

Яркой особенностью украинского и российского искусства XVII – начала XVIII века было появление портрета ("парсуны"), который еще хранит иконописную манеру изображения. Но сквозь нее уже просматриваются индивидуальные черты изображенного. Примеры парсун также находятся в этом зале.

Экспозиция второго зала знакомит с развитием украинского и русского искусства XVIII - первой половины XIX веков. XVIII век - время больших изменений в России - затрагивающих политику, экономику и культуру. Изобразительное искусство приобретает новый, светский характер, обращая свое внимание на человека. Мастера акцентируют внимание на портрете. В развитии портрета выделяются две линии: парадный портрет и камерный. Оба представлены в экспозиции работами таких известнейших мастеров того времени как Ф.С. Рокотов, В.Л. Боровиковский и др.

Следующий раздел зала отведен произведениям мастеров первой половины XIX века. В экспозиции представлены работы В.А. Тропинина, ученика А.Г. Венецианова – Е.Ф. Крендовского, С.К. Зарянко. Первые четыре десятилетия XIX века - время расцвета миниатюрного акварельного портрета. Родоначальником его является П.Ф. Соколов.

Примером пейзажной живописи первой половины XIX века является полотно В.К. Шульмана.
 
Третий зал познакомит с произведениями художников 1860-х годов и передвижников. На рубеже 1850 и 60-х годов происходит перелом в развитии русского и украинского искусства. Творчество мастеров 1860-х годов В. Перова, В. Якоби, В. Пукирева, Л. Соломаткина, С. Грибкова и других художников, отображавших реальную жизнь народа, широко представлено в экспозиции зала. Товарищество передвижных художественных выставок, созданное в 1870 году, закономерно продолжило развитие демократических и реалистичных поисков "шестидесятников". Доминирующим жанром в творчестве передвижников становится бытовой, который правдиво передает повседневную жизнь людей. Кроме полотен известных художников передвижников – И. Крамского, В.Е. Маковского, А.М. Корзухина, А.Н. Куинджи, И. Левитана, Н.А. Ярошенко, А.К. Саврасова и других, также представлены скульптуры М.М. Антокольского, Л.В. Позена, Лансере.

Экспозицию зала открывает работа всемирно-известного художника - мариниста И.К. Айвазовского "Пушкин на берегу Черного моря" (1887). Очень редко Айвазовский соединял морской пейзаж с образом человека. Традиции маринистической живописи, заложенные И.К. Айвазовским, продолжил Р.Г. Судковский, уроженец г. Очакова, Николаевской области. Он тяготел к реалистичному видению морского пейзажа. Почти все свои произведения Р.Г. Судковский писал с натуры. Ему пророчили славу Айвазовского, которой не суждено было состояться из-за ранней смерти художника.

Центральными в музее являются два зала В.В. Верещагина, которые являются художественно-мемориальным комплексом. В них экспонируются произведения выдающегося российского художника-баталиста второй половины ХІХ века, а также его личные вещи.

В.В. Верещагин отразил в своих работах многие противоречия современной ему действительности. Будучи участником нескольких войн, он показал их во всем многообразии, при этом подчеркивал безмерные страдания, которые приносит людям война, с большой любовью описывал стойкость и мужество простого солдата.

Путешествуя по Индии в 1874-1876, Верещагин создал этюды, собрал этнографический материал. По возвращении в Европу, художник создает индийскую серию, которая впервые была экспонируема на выставке работ Верещагина в Лондоне, в 1887 г. испано-американской войны 1898 года Среди них особенно известна серия "Письмо к матери" (1901), автор создал несколько работ на эту тему. три картины из которой принадлежат музею.

В экспозиции зала представлены эскизы, этюды, рисунки художника, выполненные в разные годы. Написанные уверенной рукой большого мастера, они точно и всесторонне передают характер местности, особенности быта разных народов, архитектуры.

Творчество В.В. Верещагина, которое демонстрирует ужасы войны, остается актуальным и в наши дни, когда борьба за мир стала самой актуальной проблемой для всех народов.

Шестой и седьмой залы знакомят с искусством конца XIX - начала XX века. В конце XIX - в начале XX века в изобразительном искусстве Украины и России преобладали два течения: реализм и модернизм.

В 1890 году в Одессе было сформировано Товарищество южнорусских художников (ТЮРХ). Произведения некоторых мастеров, которые входили в Товарищество, представлены в зале. Основателем общества был одесский художник К.К. Костанди. Активными участниками выставок Общества стали Н.Д. Кузнецов, Т.Я. Дворников, Головков, Волокидин и др.

В конце XIX - в начале XX века сложные, а под время и противоречивые процессы в художественной жизни страны вызывали возникновение новых выставочных объединений, таких как "Мир искусства" и "Союз русских художников".

В зале можно познакомиться с работами мастеров, которые входили к петербуржское объединение "Мир искусства", и художников, которые принимали участие в его выставках. Идеологом "Мира искусства" был А.Н. Бенуа. В фондах музея хранится несколько работ этого мастера из цикла "Версальская серия". У истоков организации "Мир искусства" стоял К.А. Сомов – одна из работ которого, также присутствует в постоянной экспозиции. Творческая атмосфера "Мира искусства", широта интересов, стремление найти новые эстетические критерии времени привлекли в его ряды многих значительных мастеров. Среди них выделяется Н.К. Рерих, который проявил удивительную любовь к русской старине. В 1903-1904 годах он путешествовал по старинным городам и выполнил многочисленные архитектурные этюды. Один из них - "Псковская башня" (1903) был приобретен в частной коллекции в Киеве.

В экспозиции представлены произведения еще одного влиятельного выставочного объединения "Союза русских художников" (1903), куда вошли выдающиеся мастера реалистичного искусства. В основном это были пейзажисты - воспитанники Московского училища живописи, скульптуры и архитектуры. Творчество мастеров "Союза русских художников" - яркое явление в истории изобразительного искусства начала XX века. Среди членов "Союза русских художников" выделяется творчество К.А. Коровина, С.Ю. Жуковского, С.А. Виноградова, И.И. Бродского, с произведениями, которых можно познакомиться в зале.

В этот период выделяется своеобразием московское объединение художников под названием "Бубновый валет", созданное в 1910 году. Мастера этого объединения сосредоточили свою деятельность в жанре натюрморта, портрета и пейзажа: их произведениям присуща подчеркнутая деформация, обобщение объемов, нарочитая грубость и материальность фактуры, жизнерадостная, почти лубочная яркость и сочность цвета. Ведущим жанром в творчестве бубнововалетовцев был натюрморт. Экспозиция знакомит с работами И.И. Машкова, Р.Р. Фалька, Д. Бурлюка, и др.

Отдельной экспозицией представлено искусство западноевропейских художников XVII - начала XX веков. Обзор начинается с произведений нескольких ведущих художественных школ Италии: флорентийской, генуэзской и венецианской. В экспозиции представлены работы итальянских мастеров первой половины XIX века. Таких как Кристофао Аллори "Юдифь" (старинная копия с картины флорентийского художника), Леанардо Бассано.

Следующий раздел экспозиции знакомит с произведениями голландских и фламандских мастеров XVII-XVIII веков, а также с испанским искусством. Виртуозно владея живописными приемами, художники уверенно передавали красоту вещей, которые окружают человека с помощью натюрмортов. В разделе французского искусства представленные произведения, выполнены в различных стилях. Во второй половине XVII века в рамках придворного стиля, который идеализировал и восхвалял модель, быстро развивался портретный жанр.

Чрезвычайно широкое распространение получает во Франции пейзаж. В экспозиции находится работа знаменитого пейзажиста того времени Жозефа Верне (1714-1789). Отдельными произведениями в музее представленное искусство Чехии, Австрии и Германии.

В экспозиции также находятся образцы декоративно- прикладного искусства Европы XVIII-XIX веков. Среди них привлекают внимание произведения наибольших фарфоровых мануфактур. Выполнены они в тех же стилевых направлениях, что и изобразительное искусство этого периода.

Выставки

Музей осуществляет активную выставочную деятельность, организовывает временные тематические экспозиции из собственных фондов и принимает разнообразные гостевые выставки.

Активно сотрудничает с детскими садиками, средней и старшей школой. Для них предусмотрены тематические программы, однодневные выездные выставки, тематические экскурсии.

1. Академическое искусство ІІ пол. ХІХ - нач. ХХ вв.
2. Жизнь и творчество В.В. Верещагина
3. Западно-европейское искусство ХVІІ – XIX вв/
4. Иконопись XVII-XІX вв.
5. Основные направления отечественного искусства кон. ХІХ - нач. ХХ вв.
6. Портрет XVII - XIX вв.
7. Скульптура ХІХ - нач. ХХІ вв.
8. Тайны музейных портретов (Новые научные исследования)
9. Творчество художников-передвижников
10. Украинское искусство ХVIII - нач. ХХ вв
11. Шедевры музея II пол.XIX - ХХ вв.

Николаевский областной художественный
музей им. В.В. Верещагина
54000, Украина, г.Николаев,
ул. Большая Морская, 47
Приемная: +38 (0512) 37-23-67
Вопросы по экскурсионному обслуживанию
по телефону: +38 (0512) 37-23-53
museum0@ukr.net
www.vereschagin.com.ua

График работы музея:
вторник-четверг 9??-18??;
пятница-воскресенье 10??-19??
Выходной день – понедельник

Стоимость входного билета:
для взрослого - 20 грн;
для ребенка - 10 грн;
для ребенка дошкольного возраста - 6 грн.

Экскурсионная путёвка для взрослых
(для группы до 15 чел.) - 30 грн.
Экскурсионная путёвка для детей
(для группы до 15 чел.) - 15 грн.

Информация по состоянию на 27.04.2016