Новые тур. обьекты

«RIVOLI CITY CLUB», готельно-ресторанний комплекс

Україна, Чернівецька обл., м. Чернівці, Глибоцький р-н, с. Чагор, вул. Незалежності, 2

VYSHEGRAD, замок-готель

07301, Україна, Київська обл., м. Вишгород, вул. Спаська, 25

«ДУБРАВУШКА CLUB», загородный комплекс

08505, Украина, Киевская обл., г. Фастов, ул. Челюскинцев, 98

Поиск по сайту
Главная О проекте, контакты Карта сайта
  /     /   «НЕАПОЛЬ СКИФСКИЙ», историко-археологический заповедник

«НЕАПОЛЬ СКИФСКИЙ», историко-археологический заповедник

АР Крым, Белогорский р-н, 1 км от с. Вишенное; Для писем: 95011, АР Крым, г. Симферополь, ул. Гоголя, 14
Тел.: (066) 775-38-52, (066) 467-14-96
neapolis.scythian@gmail.com
www.neapolis-scythian.crimea.ua

ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАПОВЕДНИК «НЕАПОЛЬ СКИФСКИЙ» 

Археологический парк «Ак-Кая»

Парк является структурным подразделением КРУ «Историко-археологический заповедник «Неаполь Скифский». Каждый год на его территории научными сотрудниками заповедника проводятся раскопки античной и средневековой крепости, а также осуществляется туристическое обслуживание памятников региона: палеолитических стоянок, крепости, царских скифских курганов, святилищ с петроглифами.

В рамках ежегодных полевых работ проводятся полевые археологические школы, где предлагается обширная программа познавательного исторического туризма:

1. Участие в раскопках крепости и близлежащих курганов.
2. Проведение специализированных мастер-классов и семинаров, посвященных истории варварских народов Крыма эпохи античности, основам ремесленного дела скифов.
3. Путешествия к древним памятникам долины реки Бьюк-Карасу: стоянкам неандертальцев, царским курганам, святилищам.

Античная и средневековая крепость. История

После распада в 4 в. до н.э. скифского царства царя Атея в Северном Причерноморье согласно сообщениям Геродота образовалось несколько локальных политических объединений. Их культурная принадлежность на настоящий момент не совсем ясна, считается, что они в какой-то степени заимствовали духовное и материальное наследие классической скифской культуры, в какой-то степени подверглись влиянию фракийского этноса, привнесли что-то свое. Одно из таких политических объединений находилось на Крымском полустрове со столицей на месте современного Симферополя – Неаполем Скифским.

Археологические исследования позволяют заключить, что в рамках «позднескифской культуры» в Предгорном, Юго-западном и Северо-западном Крыму существовали десятки укрепленных городищ и поселений, население которых поддерживало тесные контакты с античными городами-государствами Северного Причерноморья – Ольвией, Пантикапеем, Херсонесом. Наибольший всплеск постройки крепостей поздних скифов приходится на 2 в. до н.э. – в это же время была сооружена царская ставка – Неаполь.

Переходная же эпоха – 3 в. до н.э. для историков и археологов остается пока еще загадкой: городищ и поселений варварского населения в Крыму практически не существует, а античные полисы переживают в это время тяжелый экономический кризис. Время это принято называть в специальной литературе «темным третьим веком», веком, когда скифская классическая культура степи уже исчезла и на ее месте образовалась пустота, своеобразная демографическая  лакуна.

Существование крепости Ак-Кая/Вишенное позволяет в большей степени решить этот вопрос. Исходя из новейших археологических исследований время ее сооружения следует датировать концом 4- началом 3 в. до н.э.. Функционировала она весь третий век, причем переживала при этом ряд военных катастроф и практически тотальных разрушений. Об этом свидетельствуют прокаленные камни оборонительной стены, найденные при раскопках наконечники стрел и части человеческого скелета.

Общая ее площадь на момент сооружения составила 10 га – немалая для того времени цифра, учитывая что царская ставка царя Скилура – Неаполь – лишь немного превосходила ее (14 га). По всему периметру крепость была окружена высокой крепостной стеной с башенными выступами, которая на разных этапах ее жизни достраивалась дополнительными поясами и ремонтировалась. Все эти признаки: величина внутренней укрепленной территории, мощность оборонительных сооружений, а также близость царских скифских курганов (группы Беш-Оба, Ак-Кая) позволяет определить крепость Ак-Кая/Вишенное в качестве столичной, и предположить, что она предшествовала Неаполю, была в 3 в. до н.э. оплотом варварского населения полуострова.

Где-то на рубеже эр оборонительный обвод крепости был сильно сокращен, теперь она размещалась на небольшом пятачке в 1 га на южной оконечности мыса. Совсем скоро, в 1 в. н.э., она окончательно пала и жизнь на этой территории замерла на несколько столетий (лишь в 3 в. н.э. здесь ненадолго поселелись представили неизвестной культурной общности). В 8 в. н.э. внешнеполитические обстоятельсва сильно изменились: территорию современной Белогорщины  теперь контролировал Хазарский каганат, который нуждался в точках постоянного военного сопротивления могучей Византийской империи. Одним из таких мест стала старая античная крепость, развалины которой еще были видны, а место все еще оставалось стратегически удобным. На площади примерно в 1 га с применением новейших строительных технологий была сооружена новая небольшая крепость гарнизонного типа. Материал для строительства очень удобно лежал в развалинах древней крепости, не заставляя задумываться об устройстве каменоломен и дальних перевозках. В качестве основы был использован внешний оборонительный обвод поздней античной крепости, с коренной реконструкцией системы ворот и башен.

Раскопками 2012 г. были открыты два прямоугольных помещения близ крепостной стены, идентичность которых позволяет думать, что это были казарменные помещения для гарнизона. Следов пожаров и разрушений в средневековых слоях пока не обнаружено, где-то на рубеже 8-9 вв. крепость постепенно потеряла свою стратегическую важность и была оставлена.

Царские скифские курганные группы
Беш-Оба и Ак-Кая

В то время, когда в оборонительные стены крепости закладывались только первые камни и ее дальнейшая судьба была весьма смутной, на горизонте близ Белой скалы уже высились крупные курганы, располагаясь двумя цепочками – одна с севера на юг, другая с запада на восток. Один из них в начале 2000-ных был исследован археологами, которые, принимая во внимание высоту курганов (до 10 м) и компактность группы, предполагали, что имеют дело с царскими усыпальницами скифской знати. Так оно это или нет – осталось загадкой, поскольку погребальная камера оказалась пустой. Было ли это спешным перезахоронением вождей ввиду надвигающейся военной опасности, неиспользованной усыпальницей по причине дальней откочевки, либо тотальным древним ограблением – трудно сказать, однако связь между уже существующими курганами и строящейся крепостью очевидна. Подобное соседство в свое время послужило толчком для возникновения идеи о том, что город первоначально строился с целью охраны могил предков, либо как демонстрация своеобразной преемственности между кочевыми народами степей и оседлыми жителями крымских предгорий.

Курган с каменным склепом Сары-Кая

На другой стороне реки, огибающей в древности западную часть крепости, в 3-2 вв. до н.э. стали насыпаться новые курганы. В отличие от более ранних беш-обинских и ак-кайских они были значительно меньше – до 1 м высотой.

В это время крепость достигла наивысшего экономического и политического расцвета и, естественно, постоянно подвергалась военным нападениям. На настоящий момент в исследуемых слоях городища можно насчитать 8 пожаров, самый ранний из которых произошел сразу после сооружения крепости, в начале 3 в. до н.э., а самый поздний – через 400 лет, в 1 в. н.э. Этот пожар и положил, видимо конец активной жизнедеятельности крепости. Люди отсюда ушли и место на долгие века было предано забвению.

Естественно, любая военная катастрофа сопровождается значительным числом погибших, которых необходимо похоронить в соответствии с ритуалом. Небольшие курганы на правом берегу реки, скорее всего, и были местом массового захоронения погибших в боях за крепость. Один з курганов группы Сары-Кая в 2007 г. был исследован археологами. Под невысокой земляной насыпью скрывался каменный склеп с уступчатым перекрытием, конструкция которого указывает на родство с известными пантикапейскими подкурганными склепами.

В каменный склеп в 3 в. до н.э. были собраны разрозненные части тела (либо уже костяки) убитых людей. На некоторых черепах, костях ног и рук обнаружены следы мощных ударов клинковым оружием, отверстия от стрел. Предметов, позволяющих идентифицировать материальную культуру погребенных и точное время битвы обнаружено было немного: лишь крупное бронзовое зеркало греческого образца, курильница для благовоний и некоторое число частей поясного набора.

Сейчас склеп находится в открытом доступе для посещений, его тщательно продуманная в древности конструкция позволила сохранить прежний вид для посетителей.

Святилище с петроглифами Сары-Кая

Здесь же, на левом берегу реки, недалеко от цепочек маленьких курганов, в естественных гротах и скрытых от влияния природных сил нишах уже в средневековье были устроены своебразные святилища. На защищенных от ветра и солнца стенках гротов были оставлены многочисленные изображения и знаки. Фантазия приживавшего (либо кочевавшегого) неподалеку населения поистине многогранна: здесь и изображения лошадей, и людей, и домашних животных, и построек, и оружия. Все они  вырезаны в мягкой известняковой породе и не носят в своем расположении какой-либо жесткой системы, скорее всего, их оставляли от случая к случаю во время посещения этого места. Высота их расположения на поверхности скалы наталкивает на мысль, что вырезающие изображения люди либо приседали на корточки, либо сидели на земле.

Исследование культурного слоя в пределах гротов не дало  никакого результата – лишь стерильная осыпь со стен и остатки пастушьих костров. Возможно, и в древности здесь прятались от непогоды пастухи и развлекались выцарапыванием на стенках гротов различных изображений, отображающих окружающий их мир и обычные для них явления.

Стоянки неандертальцев в гротах Красной балки

К югу от крепости, под природными козырьками скалы многими тысячелетиями ранее проживало древнейшее население Крыма, представителей которого в современной науке принято называть Homo neanderthalensis. На то время это были довольно развитые в культурном и хозяйственном отношении существа: они знал огонь, умели охотиться, делать необходимые орудия труда, обрабатывать шкуры и приспосабливаться к погодным условиям. Неандертальцам уже было в какой-то мере знакомо понятие потустороннего мира: во Франции, например, археологи обнаружили погребение взрослой особи в позе эмбриона, рядом с ним лежали мясо, яйца, цветы, инструмент.

На настоящий момент Homo neanderthalensis считаются боковой ветвью человеческой эволюции, 35 тысяч лет назад они были полностью вытеснены из мест постоянного обитания кроманьонцами и постепенно вымерли. Существуют неоспоримые доказательства постоянной вражды между двумя ветвями эволюции, доходящей иногда до каннибализма:  на стоянках кроманьонцев находят ожерелья из зубов неандертальцев, обглоданные их кости со следами царапин и разломами. В погребальном комплексе кроманьонцев Сунгирь (недалеко от Москвы) была найдена большая берцовая кость неандертальца с отсеченными суставами, в полости которой содержался порошок охры – так она использовалась, вероятно, в качестве шкатулки.

Красная балка с ее глубокими и сухими гротами, близостью водного источника соответствовала как нельзя лучше представлениям неандертальцев о месте обитания. Кроме того, в долине р. Бьюк-Карасу издавна имеются крупные месторождения кремня, который и  теперь можно наблюдать в виде богатых россыпей на левом берегу реки. Кремень был в то время основным материалом для изготовления орудий труда - ножей, скребков, наконечников копий. С его помощью добывалась пища, обрабатывались шкуры и изготовлялась одежда.

В ходе многолетних раскопок стоянок неандертальцев в Красной балке установлено, что климат здесь не менялся на протяжении многих тысячелетий и с ним, естественно, оставались стабильными флора и фауна. Неандертальцы проживали в этой благоприятной климатической среде довольно долго, успев обустроить более десятка стоянок в гротах Красной балки.

Когда: Каждый год, с июня по сентябрь.

Стоимость: участие в полевой археологической школе предусматривает оплату, что составляет 100 грн./день. В сумму включено обеспечение участников питанием, палатками, спальными принадлежностями, экскурсионное и транспортное облуживание по памятникам региона, мастер-классы по древним ремеслам, семинары и лекции. Информация по состоянию на 14.05.2013.

Также проводится туристическое облуживание организованных групп и одиночных посетителей.

ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ
ЗАПОВЕДНИК «НЕАПОЛЬ СКИФСКИЙ»
АР Крым, Белогорский р-н,
1 км к югу от с. Вишенное;
Для писем: 95011, АР Крым,
г. Симферополь, ул. Гоголя, 14,
КРУ «Историко-археологический
заповедник «Неаполь Скифский»
Тел.: (066) 775-38-52,
(066) 467-14-96
neapolis.scythian@gmail.com
www.neapolis-scythian.crimea.ua