Новые тур. обьекты

«КРИВЕ ОЗЕРО», відпочинковий комплекс

81053, Україна, Львівська обл., м. Новояворівськ, вул. Зелена, 34

«ДЕРИБАС», отель

Украина, г. Одесса, ул. Дерибасовская, 27

«ОБЕРІГ», готель

Україна, м. Київ, проспект Лобановського, 25/16

Поиск по сайту
Главная О проекте, контакты Карта сайта
  /     /   «ПАМЯТЬ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА И ХОЛОКОСТ В УКРАИНЕ», музей

«ПАМЯТЬ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА И ХОЛОКОСТ В УКРАИНЕ», музей

49000, Украина, г. Днепропетровск, ул. Шолом-Алейхема, 4
Тел.: (044) 717-70-16, (050) 452-21-63
tkuma@tkuma.com

 МУЗЕЙ «ПАМЯТЬ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА И ХОЛОКОСТ В УКРАИНЕ»

Официальная церемония открытия Музея «Память еврейского народа и Холокост в Украине» состоялась в октябре 2012 года. Уже за первую неделю работы экспозицию посетило более двадцати тысяч человек.

Автор концепции Музея «Память еврейского народа и Холокост в Украине» – Игорь Щупак. Руководителем проекта создания Музея стал Марк Шляк, член Попечительского совета Днепропетровской еврейской общины. Главный архитектор музея – Александр Сорин, автор архитектурного решения всего общинного комплекса «Менора», руководитель архитектурно-дизайнерской студии «Д 7». Главный художник Музея – Виктор Гукайло.

Реализация проекта создания Музея стала возможной благодаря деятельности сплоченной и сильной Днепропетровской еврейской общины во главе с ее духовным руководителем, раввином Шмуэлем Каминецким, мощной организационной и финансовой поддержке лидеров общины Геннадия Боголюбова и Игоря Коломойского, содействию «Джойнта» и других еврейских организаций, а также работе сотрудников института «Ткума».

Среди создателей музея – известные украинские историки, культурологи, художники, дизайнеры, общественные деятели. При создании экспозиций использовались достижения и опыт ведущих музеев и музейно-выставочных центров мира, оригинальные методы и дизайн, а также новейшие информационные, аудиовизуальные мультимедийные технологии.

Музей «Память еврейского народа и Холокост в Украине» призван отражать глубину трагедии Холокоста, а также ту удивительную и богатую еврейскую цивилизацию, которая почти полностью была уничтожена.

История евреев Украины рассматривается в контексте всемирной истории. Музей раскрывает важнейшие, узловые явления и события истории евреев Украины, трагической кульминацией которой был Холокост.

Важным отличием Музея является то, что он находится на украинской земле, и особое внимание уделяется украинско-еврейским отношениям, разрушению негативных стереотипов антисемитизма и украинофобии, формированию взаимного уважения украинцев и евреев на основе объективного анализа уроков истории, воспитания молодежи на положительных примерах взаимопомощи и сотрудничества украинцев и евреев.

Музей «Память еврейского народа и Холокост в Украине» раскрывает основные тенденции и явления развития еврейской культуры на территории Украины.

При этом большое внимание Музей, созданный Днепропетровской еврейской общиной, обращает на историю еврейской общины Екатеринослава – Днепропетровска, ее возрождения в наши дни.

Экспозиция Музея размещена в трех основных залах (включающие 5 тематических разделов). Также Музею принадлежит зал временных экспозиций.

Первый зал – «МИР, УНИЧТОЖЕННЫЙ ХОЛОКОСТОМ». Зал включает два основных раздела. Первый раздел – «Тора, духовные основы иудаизма». Одной из основных задач этой экспозиции является представление текстов Торы (Библии) как основ этических кодексов, не только евреев, но и значительной части человечества. Эта непростая задача решена выставкой свитков Торы, еврейских книг (в т.ч. из истории еврейского книгопечатания в Украине), текстами заповедей, цитатами еврейской мудрости, высказываниями знаменитых людей о Библии.

В этом же разделе представлены история синагог и ритуалы иудаизма, а также еврейское образование. Особое место в Музее посвящено истории хасидизма, жизни и деятельности Седьмого Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Это тем более важно для Днепропетровска, с которым тесно связаны судьба и деятельность его отца – рабби Леви-Ицхака Шнеерсона.

Второй раздел экспозиции – «История евреев Украины XVII – XX вв.». Безусловно, невозможно даже на больших площадях полностью отразить сотни лет богатейшей еврейской истории. Поэтому в Музее могут быть представлены лишь ключевые моменты этой истории. При этом, кроме цепи событий истории, особое внимание обращается на показ важных достижений еврейской общины Украины.

Второй зал – «ХОЛОКОСТ». Трагическая кульминация еврейской истории – Катастрофа европейского еврейства в годы Второй мировой войны – занимает особое, центральное место в Музее. Разумеется, проблемы Шоа философски глубоки и неисчерпаемы. Концепция раздела «Холокост» в Музее, разработанная д-ром Игорем Щупаком, предполагает рассмотрение важнейших аспектов Катастрофы, ее предпосылок и сущности, но главное – тех исторических уроков, которые должно извлечь человечество из величайшей трагедии ХХ века.

В соответствии с концепцией, экспозиция раздела «Холокост» в Музее имеет свою особую структуру. Первый подраздел экспозиции – «Нацизм и антисемитизм в Европе» – даст представление о предпосылках Холокоста, о формировании идеологии нацизма и антисемитизме как его идеологическом стержне.

Приход нацистов к власти в Германии, нацистский геноцид в Европе отражен в многочисленных фотографиях, а также листовках, плакатах, приказах нацистских властей. Экспозиция не только повествует о событиях и фактах, но и побуждает посетителей Музея к размышлениям над сложными, неоднозначными вопросами истории: почему и как в цивилизованной европейской стране, Германии, к власти демократическим путем сумели прийти нацистские варвары? Возможно ли повторение подобных событий в наше время, в других странах, в том числе – в Украине? Какие общественные силы могут противостоять угрозе нацизма и фашизма, в частности, во времена глубокого социально-экономического и духовного кризиса? Такие вопросы подчеркивают актуальность проблем, которые представлены в Музее.

Подраздел экспозиции «Бабий Яр» посвящен одному из самых известных и страшных символов Холокоста. «Бабьи Яры» были практически в каждом украинском городе и селе. Среди них – и Ботанический Сад в Днепропетровске.
В Центре «Ткума» собраны не только артефакты, связанные с этими событиями, но и многочисленные свидетельства очевидцев, воспоминания.

Важные информативные функции выполняет мультимедийная карта «Места уничтожения евреев на оккупированной территории Украины», на которой обозначены места расположения гетто и концлагерей, а также очаги Сопротивления нацистскому геноциду – группы антифашистского подполья в городах, еврейские партизанские отряды и группы.

В современных музеях, посвященных войне, недостаточно внимания уделяется проблеме эвакуации, затронувшей миллионы людей, в том числе евреев. В подразделе Музея «Эвакуация» представлены уникальные фотографии, видеозаписи, воспоминания. Они позволяют показать драматические события, происходившие на территории Украины, России, Казахстана, Средней Азии.

В подразделе «Гетто» раскрыты особенности образования и функционирования еврейских гетто, созданных нацистами в различных регионах оккупированной Украины. Особое внимание посвящено проблеме юденратов, а также еврейского сопротивления в гетто.

В экспозиции подраздела «Концлагеря и лагеря смерти» так же, как и в Музее в целом, «работают» и средства воздействия на чувства людей, и средства информирования, передачи знаний. Уникальные артефакты, оригиналы документов, фотографии, связанные с лагерем смерти Аушвиц-Биркенау, ставшего символом нацистской системы уничтожения в Европе, на территории захваченной гитлеровцами Польши, соседствуют с материалами о Яновском лагере в оккупированном Львове. В изучении типов, категорий лагерей большая роль принадлежит д-ру Арону Вайсу, на работы которого мы опирались при создании экспозиции.

В Музее отдельно представлен «Детский зал», посвященный еврейским детям – жертвам Катастрофы. Рассказ об этой трагедии современным детям сыграет свою роль в их воспитании, неприятии насилия, войны, ксенофобии. Психолого-педагогическая проблема заключается в поиске эффективных форм и методов работы детьми. Разработанные в Центре «Ткума» педагогические методики способствуют решению этой задачи.

Экспозиция «Сопротивление Холокосту» раскрывает героизм и духовную силу людей, боровшихся против гитлеровцев даже тогда, когда надежды почти не было. Собранные материалы опровергают один из исторических мифов о том, что евреи покорно шли на смерть, как на заклание. Важной частью второго зала является блок «Украинцы и «еврейский вопрос» в годы Второй мировой войны».

В подразделе «Коллаборация» представлена одна из самых сложных тем войны. Как следует понимать смысл самого этого термина? Как объективно показать роль в войне украинских националистов – как борцов за свободу Украины или как коллаборантов? Как показать их отношение к нацистскому геноциду по отношению к евреям?
Методологически важно, что рядом с материалами Музея, посвященными коллаборации, размещена экспозиция «Праведники народов мира». Пояснения о том, кого считают Праведником народов мира и каков порядок присуждения этого звания; статистика Яд Вашем о Праведниках из разных стран мира; сведения о Праведниках-украинцах – это необходимая информация, которая представлена в экспозиции.

В зале создана инсталляция «Подвал семьи Вайсов» – с материалом о невероятной, фантастической истории спасения еврейской семьи украинскими и польскими соседями.

В этом же подразделе размещены материалы о подлинных Праведниках, удивительных людях – священнике Украинской греко-католической церкви Омельяне Ковче, митрополите Андрее Шептицком, православной семье Глаголевых.

Завершает экспозицию, посвященную Холокосту, «Зал памяти – зал имен». Нам представляется методологически правильным, что экспозиция Музея после зала «Холокост» имеет продолжение, посвященное еврейскому возрождению, живой еврейской жизни.

Третий зал – «ПАМЯТЬ О ХОЛОКОСТЕ. ВОЗРОЖДЕНИЕ ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ ПОСЛЕ ХОЛОКОСТА». Зал посвящен отражению темы Холокоста в произведениях художников, которые стремились осмыслить эту трагедию. В зале также размещены экспозиции, посвященные сохранению памяти о Шоа в Украине и других странах мира.

Здесь представлена и современная еврейская общинная жизнь в Украине, восстановленные синагоги, система еврейского образования и социальной помощи, общинные и научные центры, пресса, материалы о еврейских общинах мира, информация об Израиле.

Важный тематический блок этого зала – «Еврейское искусство и литература». Здесь представлены архитектура и росписи синагог; еврейская литература – в текстах книг, портретах писателей и иллюстрациях; еврейское музыкальное творчество; художественные ремесла, орнаменты – на серебре, бронзе, в рисунках мацейв. Важное место занимает коллекция живописи, графики и скульптуры еврейских художников ХХ века, связанных с Украиной.

Четвертый зал – «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЭКСПОЗИЦИИ». Здесь размещено уникальное собрание картин и удивительная коллекция часов, подаренные И. В. Коломойским Музею. В зале также нашли место картины, подаренные известными художниками главному раввину Днепропетровска Ш. Каминецкому и днепропетровской еврейской общине.

Остальные площади зала предназначены для временных экспозиций из различных музеев и галерей мира; с некоторыми из них уже достигнуты договоренности об организации выставок в нашем Музее.

Кроме обзорной, в Музее проводятся также тематические экскурсии:
- «Иудаизм и еврейская традиция» - священные книги иудаизма, Тора, церемониальная иудаика, внутреннее убранство синагог; цикл жизни евреев, обряды, праздники.
- «Евреи в Российской империи и СССР в начале ХХ в.» - Еврейская жизнь в городах и еврейских местечках, земледельческих колониях и колхозах, традиционные еврейские профессии (сапожник и фотограф), еврейские погромы, евреи в политической жизни начала ХХ в.
- «Нацистская идеология против человечества и человечности» - приход нацистов к власти, общественная жизнь в предвоенной Германии, нацистская пропаганда и антисемитское законодательство, «Хрустальная ночь»
- «Гетто и нацистские «фабрики смерти»- депортация еврейского населения; гетто: классические на территории и на территории Украины; лагеря смерти и центры уничтожения, Яновский трудовой лагерь во Львове.
- «Катастрофа и сопротивление нацистскому «новому порядку» на территории Украины» - начало войны в Европе, захват Украины, «Новый порядок», «окончательное решение «еврейского вопроса», еврейский сопротивление; Бабий Яр и «Бабьи Яры»Украины.
- «Байстендерс, коллаборационисты, Праведники: дилемма морального выбора» - украинский и «еврейский вопрос» в годы Второй мировой войны. Коллаборационизм в Европе и Украине; феномен Праведников народов мира.

Дни посещений:
вторник, четверг, воскресенье,
с 10.00 до 19.00
Экскурсии с гидом проводятся каждые два часа:
10.00, 12.00, 14.00, 16.00, 18.00.
Вход свободный

МУЗЕЙ «ПАМЯТЬ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
И ХОЛОКОСТ В УКРАИНЕ»
49000, Украина, г. Днепропетровск,
ул. Шолом-Алейхема, 4
e-mail:
tkuma@tkuma.com
Тел.: (044) 717-70-16
(050) 452-21-63