Новые тур. обьекты

«EQUIDES CLUB», парково-отельный комплекс

Украина, г. Киев, Новообуховская трасса, с. Лесники, ул. Вишневая (Чапаева), 36

«ДЕРЕНІВСЬКА КУПІЛЬ», санаторний комплекс

89442, Україна, Закарпатська обл., Ужгородський р-н, с. Нижнє Солотвино, 150

«СОСНОВЕЛЬ», комплекс отдыха

Украина, Киевская обл., Вышгородский р-н, с. Воропаев (30 км от Киева), ул. Киевская, 100

Поиск по сайту
Главная О проекте, контакты Карта сайта
  /     /   «ПАМЯТЬ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА И ХОЛОКОСТ В УКРАИНЕ», музей

«ПАМЯТЬ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА И ХОЛОКОСТ В УКРАИНЕ», музей

49000, Украина, г. Днепропетровск, ул. Шолом-Алейхема, 4
Тел.: (044) 717-70-16, (050) 452-21-63
tkuma@tkuma.com

 МУЗЕЙ «ПАМЯТЬ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА И ХОЛОКОСТ В УКРАИНЕ»

Официальная церемония открытия Музея «Память еврейского народа и Холокост в Украине» состоялась в октябре 2012 года. Уже за первую неделю работы экспозицию посетило более двадцати тысяч человек.

Автор концепции Музея «Память еврейского народа и Холокост в Украине» – Игорь Щупак. Руководителем проекта создания Музея стал Марк Шляк, член Попечительского совета Днепропетровской еврейской общины. Главный архитектор музея – Александр Сорин, автор архитектурного решения всего общинного комплекса «Менора», руководитель архитектурно-дизайнерской студии «Д 7». Главный художник Музея – Виктор Гукайло.

Реализация проекта создания Музея стала возможной благодаря деятельности сплоченной и сильной Днепропетровской еврейской общины во главе с ее духовным руководителем, раввином Шмуэлем Каминецким, мощной организационной и финансовой поддержке лидеров общины Геннадия Боголюбова и Игоря Коломойского, содействию «Джойнта» и других еврейских организаций, а также работе сотрудников института «Ткума».

Среди создателей музея – известные украинские историки, культурологи, художники, дизайнеры, общественные деятели. При создании экспозиций использовались достижения и опыт ведущих музеев и музейно-выставочных центров мира, оригинальные методы и дизайн, а также новейшие информационные, аудиовизуальные мультимедийные технологии.

Музей «Память еврейского народа и Холокост в Украине» призван отражать глубину трагедии Холокоста, а также ту удивительную и богатую еврейскую цивилизацию, которая почти полностью была уничтожена.

История евреев Украины рассматривается в контексте всемирной истории. Музей раскрывает важнейшие, узловые явления и события истории евреев Украины, трагической кульминацией которой был Холокост.

Важным отличием Музея является то, что он находится на украинской земле, и особое внимание уделяется украинско-еврейским отношениям, разрушению негативных стереотипов антисемитизма и украинофобии, формированию взаимного уважения украинцев и евреев на основе объективного анализа уроков истории, воспитания молодежи на положительных примерах взаимопомощи и сотрудничества украинцев и евреев.

Музей «Память еврейского народа и Холокост в Украине» раскрывает основные тенденции и явления развития еврейской культуры на территории Украины.

При этом большое внимание Музей, созданный Днепропетровской еврейской общиной, обращает на историю еврейской общины Екатеринослава – Днепропетровска, ее возрождения в наши дни.

Экспозиция Музея размещена в трех основных залах (включающие 5 тематических разделов). Также Музею принадлежит зал временных экспозиций.

Первый зал – «МИР, УНИЧТОЖЕННЫЙ ХОЛОКОСТОМ». Зал включает два основных раздела. Первый раздел – «Тора, духовные основы иудаизма». Одной из основных задач этой экспозиции является представление текстов Торы (Библии) как основ этических кодексов, не только евреев, но и значительной части человечества. Эта непростая задача решена выставкой свитков Торы, еврейских книг (в т.ч. из истории еврейского книгопечатания в Украине), текстами заповедей, цитатами еврейской мудрости, высказываниями знаменитых людей о Библии.

В этом же разделе представлены история синагог и ритуалы иудаизма, а также еврейское образование. Особое место в Музее посвящено истории хасидизма, жизни и деятельности Седьмого Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Это тем более важно для Днепропетровска, с которым тесно связаны судьба и деятельность его отца – рабби Леви-Ицхака Шнеерсона.

Второй раздел экспозиции – «История евреев Украины XVII – XX вв.». Безусловно, невозможно даже на больших площадях полностью отразить сотни лет богатейшей еврейской истории. Поэтому в Музее могут быть представлены лишь ключевые моменты этой истории. При этом, кроме цепи событий истории, особое внимание обращается на показ важных достижений еврейской общины Украины.

Второй зал – «ХОЛОКОСТ». Трагическая кульминация еврейской истории – Катастрофа европейского еврейства в годы Второй мировой войны – занимает особое, центральное место в Музее. Разумеется, проблемы Шоа философски глубоки и неисчерпаемы. Концепция раздела «Холокост» в Музее, разработанная д-ром Игорем Щупаком, предполагает рассмотрение важнейших аспектов Катастрофы, ее предпосылок и сущности, но главное – тех исторических уроков, которые должно извлечь человечество из величайшей трагедии ХХ века.

В соответствии с концепцией, экспозиция раздела «Холокост» в Музее имеет свою особую структуру. Первый подраздел экспозиции – «Нацизм и антисемитизм в Европе» – даст представление о предпосылках Холокоста, о формировании идеологии нацизма и антисемитизме как его идеологическом стержне.

Приход нацистов к власти в Германии, нацистский геноцид в Европе отражен в многочисленных фотографиях, а также листовках, плакатах, приказах нацистских властей. Экспозиция не только повествует о событиях и фактах, но и побуждает посетителей Музея к размышлениям над сложными, неоднозначными вопросами истории: почему и как в цивилизованной европейской стране, Германии, к власти демократическим путем сумели прийти нацистские варвары? Возможно ли повторение подобных событий в наше время, в других странах, в том числе – в Украине? Какие общественные силы могут противостоять угрозе нацизма и фашизма, в частности, во времена глубокого социально-экономического и духовного кризиса? Такие вопросы подчеркивают актуальность проблем, которые представлены в Музее.

Подраздел экспозиции «Бабий Яр» посвящен одному из самых известных и страшных символов Холокоста. «Бабьи Яры» были практически в каждом украинском городе и селе. Среди них – и Ботанический Сад в Днепропетровске.
В Центре «Ткума» собраны не только артефакты, связанные с этими событиями, но и многочисленные свидетельства очевидцев, воспоминания.

Важные информативные функции выполняет мультимедийная карта «Места уничтожения евреев на оккупированной территории Украины», на которой обозначены места расположения гетто и концлагерей, а также очаги Сопротивления нацистскому геноциду – группы антифашистского подполья в городах, еврейские партизанские отряды и группы.

В современных музеях, посвященных войне, недостаточно внимания уделяется проблеме эвакуации, затронувшей миллионы людей, в том числе евреев. В подразделе Музея «Эвакуация» представлены уникальные фотографии, видеозаписи, воспоминания. Они позволяют показать драматические события, происходившие на территории Украины, России, Казахстана, Средней Азии.

В подразделе «Гетто» раскрыты особенности образования и функционирования еврейских гетто, созданных нацистами в различных регионах оккупированной Украины. Особое внимание посвящено проблеме юденратов, а также еврейского сопротивления в гетто.

В экспозиции подраздела «Концлагеря и лагеря смерти» так же, как и в Музее в целом, «работают» и средства воздействия на чувства людей, и средства информирования, передачи знаний. Уникальные артефакты, оригиналы документов, фотографии, связанные с лагерем смерти Аушвиц-Биркенау, ставшего символом нацистской системы уничтожения в Европе, на территории захваченной гитлеровцами Польши, соседствуют с материалами о Яновском лагере в оккупированном Львове. В изучении типов, категорий лагерей большая роль принадлежит д-ру Арону Вайсу, на работы которого мы опирались при создании экспозиции.

В Музее отдельно представлен «Детский зал», посвященный еврейским детям – жертвам Катастрофы. Рассказ об этой трагедии современным детям сыграет свою роль в их воспитании, неприятии насилия, войны, ксенофобии. Психолого-педагогическая проблема заключается в поиске эффективных форм и методов работы детьми. Разработанные в Центре «Ткума» педагогические методики способствуют решению этой задачи.

Экспозиция «Сопротивление Холокосту» раскрывает героизм и духовную силу людей, боровшихся против гитлеровцев даже тогда, когда надежды почти не было. Собранные материалы опровергают один из исторических мифов о том, что евреи покорно шли на смерть, как на заклание. Важной частью второго зала является блок «Украинцы и «еврейский вопрос» в годы Второй мировой войны».

В подразделе «Коллаборация» представлена одна из самых сложных тем войны. Как следует понимать смысл самого этого термина? Как объективно показать роль в войне украинских националистов – как борцов за свободу Украины или как коллаборантов? Как показать их отношение к нацистскому геноциду по отношению к евреям?
Методологически важно, что рядом с материалами Музея, посвященными коллаборации, размещена экспозиция «Праведники народов мира». Пояснения о том, кого считают Праведником народов мира и каков порядок присуждения этого звания; статистика Яд Вашем о Праведниках из разных стран мира; сведения о Праведниках-украинцах – это необходимая информация, которая представлена в экспозиции.

В зале создана инсталляция «Подвал семьи Вайсов» – с материалом о невероятной, фантастической истории спасения еврейской семьи украинскими и польскими соседями.

В этом же подразделе размещены материалы о подлинных Праведниках, удивительных людях – священнике Украинской греко-католической церкви Омельяне Ковче, митрополите Андрее Шептицком, православной семье Глаголевых.

Завершает экспозицию, посвященную Холокосту, «Зал памяти – зал имен». Нам представляется методологически правильным, что экспозиция Музея после зала «Холокост» имеет продолжение, посвященное еврейскому возрождению, живой еврейской жизни.

Третий зал – «ПАМЯТЬ О ХОЛОКОСТЕ. ВОЗРОЖДЕНИЕ ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ ПОСЛЕ ХОЛОКОСТА». Зал посвящен отражению темы Холокоста в произведениях художников, которые стремились осмыслить эту трагедию. В зале также размещены экспозиции, посвященные сохранению памяти о Шоа в Украине и других странах мира.

Здесь представлена и современная еврейская общинная жизнь в Украине, восстановленные синагоги, система еврейского образования и социальной помощи, общинные и научные центры, пресса, материалы о еврейских общинах мира, информация об Израиле.

Важный тематический блок этого зала – «Еврейское искусство и литература». Здесь представлены архитектура и росписи синагог; еврейская литература – в текстах книг, портретах писателей и иллюстрациях; еврейское музыкальное творчество; художественные ремесла, орнаменты – на серебре, бронзе, в рисунках мацейв. Важное место занимает коллекция живописи, графики и скульптуры еврейских художников ХХ века, связанных с Украиной.

Четвертый зал – «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЭКСПОЗИЦИИ». Здесь размещено уникальное собрание картин и удивительная коллекция часов, подаренные И. В. Коломойским Музею. В зале также нашли место картины, подаренные известными художниками главному раввину Днепропетровска Ш. Каминецкому и днепропетровской еврейской общине.

Остальные площади зала предназначены для временных экспозиций из различных музеев и галерей мира; с некоторыми из них уже достигнуты договоренности об организации выставок в нашем Музее.

Кроме обзорной, в Музее проводятся также тематические экскурсии:
- «Иудаизм и еврейская традиция» - священные книги иудаизма, Тора, церемониальная иудаика, внутреннее убранство синагог; цикл жизни евреев, обряды, праздники.
- «Евреи в Российской империи и СССР в начале ХХ в.» - Еврейская жизнь в городах и еврейских местечках, земледельческих колониях и колхозах, традиционные еврейские профессии (сапожник и фотограф), еврейские погромы, евреи в политической жизни начала ХХ в.
- «Нацистская идеология против человечества и человечности» - приход нацистов к власти, общественная жизнь в предвоенной Германии, нацистская пропаганда и антисемитское законодательство, «Хрустальная ночь»
- «Гетто и нацистские «фабрики смерти»- депортация еврейского населения; гетто: классические на территории и на территории Украины; лагеря смерти и центры уничтожения, Яновский трудовой лагерь во Львове.
- «Катастрофа и сопротивление нацистскому «новому порядку» на территории Украины» - начало войны в Европе, захват Украины, «Новый порядок», «окончательное решение «еврейского вопроса», еврейский сопротивление; Бабий Яр и «Бабьи Яры»Украины.
- «Байстендерс, коллаборационисты, Праведники: дилемма морального выбора» - украинский и «еврейский вопрос» в годы Второй мировой войны. Коллаборационизм в Европе и Украине; феномен Праведников народов мира.

Дни посещений:
вторник, четверг, воскресенье,
с 10.00 до 19.00
Экскурсии с гидом проводятся каждые два часа:
10.00, 12.00, 14.00, 16.00, 18.00.
Вход свободный

МУЗЕЙ «ПАМЯТЬ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
И ХОЛОКОСТ В УКРАИНЕ»
49000, Украина, г. Днепропетровск,
ул. Шолом-Алейхема, 4
e-mail:
tkuma@tkuma.com
Тел.: (044) 717-70-16
(050) 452-21-63