Новые тур. обьекты

«ДУБРАВУШКА CLUB», загородный комплекс

08505, Украина, Киевская обл., г. Фастов, ул. Челюскинцев, 98

«HOTEL SUN RESORT»

Украина, Запорожская обл., г. Бердянск, ул. Макарова, 7М

«DOLCE VITA», парк-отель

Украина, Донецкая обл., г. Святогорск, ул. Сосновая, 5-Б

Поиск по сайту
Главная О проекте, контакты Карта сайта
  /     /   «БАХЧИСАРАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК»

«БАХЧИСАРАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК»

98405, АР Крым, г. Бахчисарай, ул. Речная, 133
Тел.: (06554) 42-881
hansaray@ukr.net
www.hansaray.org.ua

БАХЧИСАРАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК (г. Бахчисарай)


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК (г. Бахчисарай)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК (г. Бахчисарай)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК (г. Бахчисарай)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК (г. Бахчисарай)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК (г. Бахчисарай)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК (г. Бахчисарай)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК (г. Бахчисарай)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК (г. Бахчисарай)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК (г. Бахчисарай)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК (г. Бахчисарай)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК (г. Бахчисарай)



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК (г. Бахчисарай)

Бахчисарай –  крымско-татарский уголок в самом сердце Крыма. Его  колорит чувству­ется во всем и сегодня. Главная достопри­мечательность Бахчисарая — знаменитый Ханский дворец — памятник крымско-та­тарской архитектуры. Построенный в пер­вой половине XVI века, он получил назва­ние «Багчесарай» — Дворец Садов.
ИСТОРИЯ
Строительство древней столицы Крымского ханства началось в 1502 году ханом Менгли-Гиреем и продолжилось до середины XVI ст. В известной легенде аллегорически отражается борьба крымских и золотоордынских ханов и турецкого султана за господство на Крымском полуострове. Во время охоты сын хана Менгли-Гирея стал свидетелем смертельной схватки двух змей. Одна змея, вся искусанная и обессиленная, перестала сопротивляться и безжизненно опустила голову. Однако на победительницу набросилась третья змея, которая тоже поспешила к полю битвы. Юный  хан не спускал глаз с побежденной змеи и думал о своем роде, который был подобен этой полумертвой змее. Золотоордынский хан Ахмед истребил всех воинов Гирея, а сам Гирей сидит в единственной уцелевшей крепости, дрожа за жизнь. Где-то идет битва, а кто одолеет: золотоордынцы – или турки, союзники Гирея. Молодой хан заметил, что змея стала шевелиться, силиться поднять голову. Напрягши остаток сил, змея приблизилась к реке и погрузилась в нее. Когда она выползла на берег, на ней даже следов от ран не осталось. Возликовал хан. Это счастливый знак! Крымским татарам суждено подняться! Они еще оживут, как эта змея… Скоро пришла долгожданная весть: Турция одолела золотоордынского хана.  А на том месте, где схватились две змеи, старый хан велел построить дворец. Створки ворот этого дворца до сих пор украшены резным изображением двух сплетающих змей – фамильным гербом Гиреев. Третью – полумертвую, не стали высекать: мудрым был хан Менгли-Гирей.
Вокруг дворца постепенно разросся город. Интересно, что дворец не был частной собственностью ханов, а принадлежал им только во время их пребывания у власти. Турецкий султан назначал и смещал крымских ханов. После появления нового правителя в Бахчисарае его предшествен­ник переезжал вместе с семьей и прислу­гой в свое турецкое поместье. В своем первозданном виде дворец не сохранился. Он был сожжен после взятия Бахчисарая войсками генерал-фельдмаршала Миниха в 1736 г. После этих событий дворец возродился даже в более роскошном виде, чем был до пожара. Однако после присоединения Крыма к России начались многочисленные ремонты и переделки. В 1917 г. активный деятель крымскотатарской культуры Усеин Боданинский добился от Временного правительства распоряжения о создании в Ханском Дворце музея тюрко-татарской культуры (впоследствии - Бахчисарайского дворца-музея). На посту директора музея Боданинский успел провести колоссальную работу по формированию коллекций музея, организовать несколько археологических и этнографических экспедиций, превратить Дворец в научный центр и популярный экскурсионный объект. В 1934 году Боданинского отстранили от должности, а в 1938 г. расстреляли в Симферополе наряду с другими выдающимися деятелями крымского культурного возрождения 1920-х годов.
Во время нацистской оккупации музей был серьезно разграблен. Вернувшаяся советская власть провела депортацию крымских татар, основной исторический памятник выселенного народа  предполагалось разрушить. Дворец был спасен от уничтожения усилиями ученицы Боданинского Марии Кустовой, настоявшей на необходимости сохранения Дворца хотя бы из тех мотивов, что благодаря Пушкину он прославился на весь мир. Памятник остался нетронутым и вскоре Бахчисарайский Дворец-музей стал одним из наиболее посещаемых туристических объектов Крыма - число посетителей приближалось к миллиону в год. Благодаря проведению первой научно обоснованной профессиональной реставрации в 1960-х годах, выдающее сооружение удалось сохранить. В 1955 году музей стал называться Бахчисарайским историко-археологическим музеем (с 1979 - историко-архитектурным). В 1990 г. на базе этого учреждения был создан Бахчисарайский государственный историко-культурный заповедник, который находится в первой тройке наиболее посещаемых туристических объектов Крыма (наряду с Ливадийским Дворцом-музеем, см. http://www.atur.com.ua/index.php?id=1415 и Алупкинским дворцово-парковым музеем-заповедником, см. http://www.atur.com.ua/index.php?id=1419), принимая ныне около 300 тысяч гостей ежегодно. В 2003 г. во Дворце началась новая очередь реставрационных работ в связи с готовящимся включением Ханского Дворца в Список Всемирного Наследия UNESCO.

СТРУКТУРА ЗАПОВЕДНИКА
Филиалы

  1. МУЗЕЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ КРЫМСКИХ ТАТАР (основный объект этого музея – Ханский Дворец)

- исторический отдел
- этнографический отдел

  1. МУЗЕЙ АРХЕОЛОГИИ И "ПЕЩЕРНЫХ" ГОРОДОВ

- отдел археологии
- отдел "пещерных" городов
- отдел археологии средневекового города

Отделы

  1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ

В постоянной экспозиции находят­ся живописные работы и предметы декоративно-прикладного искусства ма­стеров XVIII-XX вв. Среди них отме­тим живописные работы таких мастеров как: М. М. Иванов, Ф. Я. Алексеев, Н. Г. Чернецов, швей­царец Ж. К. Мивиль, К. Ф. Богаевск, В. К. Яновский, А. В. Куприн, Е. В. Нагаевская, гравюры П. А. Шилинговского и многих других известных мастеров. Гордость музея — парадный портрет Ека­терины II (автор - художник Ф. С. Рокотов).

  1. ИСТОРИКО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ "ПОЛЕ АЛЬМИНСКОГО СРАЖЕНИЯ"
  2. ДОМ-МУЗЕЙ ИСМАИЛА ГАСПРИНСКОГО:

- отдел фондов и реставрации
- отдел экскурсионного обслуживания
- отдел охраны культурного наследия.

Отделы, планируемые к созданию
- историко-археологический музей "Салачик"
- музей духовной культуры "Эски-Юрт"

МУЗЕЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ КРЫМСКИХ ТАТАР
(ХАНСКИЙ ДВОРЕЦ)

Стилевое решение
Со­здатели дворца возвели прекрасный комплекс со­оружений с уютными внутренними дво­риками, цветами, парками, садами и мно­гочисленными фонтанами. Зодчие отрази­ли в нем свое понятие о райском саде. Название «Бакче-Сарай – дворец в саду» как бы подчеркивает легкость и изящность архитектуры дворца, отсутствие нарочитой монументальности. В резьбе по камню и настенных росписях присутствуют мотивы растительного орна­мента. Сад попадает в помещение и через цветные витражи окон, и сквозь аркады и террасы. Традиции Востока смешались с эле­ментами европейского искусства. Росписи выполнены в своеобразной трактовке барокко и по-турецки «пе­рефразированном» стиле ампир, иногда встречаются даже украинские народные мотивы XVIII - начала XIX веков. Поражают невероятно красивые витражи зала, созданные в конце XVI века. Их орнамент и цвет стекол ни разу не повторяется.
Архитектурно-художественная композиция
Во дворец можно попасть по узкому мосту через дворцовые ворота. Ворота ведут в широкий, вымощенный камнем, двор дворца, где раньше собиралось войско, принимали послов, а сейчас здесь место сбора экс­курсионных групп.
Ханский дворец — это обширный ан­самбль, который составляют:

  • несколько внутренних двориков и отдельных построек

Так в посольском дворике дворца обычно начинается экскурсии. Здесь можно увидеть самую древнюю часть дворца - парадный портал железных дверей — Демир-капу, созданный выдающимся итальян­ским мастером Алевизом, известным на Руси под именем Фрязин. Особое внимание заслуживает фонтанный дворик. Своеобраз­ную красоту крымских фонтанов восточ­ного типа европейцам, привыкшим к изобилию воды, нужно понять. На Востоке к воде особое отно­шение: она — источник жизни и благополучия, ее берегут, за ней ухаживают. Устройство фонтана над источником считалось бого­угодным делом. Здесь можно увидеть Золотой фонтан (Магзуб) — сооружен в 1733 г., названный благодаря позолоченному орнаменту на мраморной облицовке. Однако прославил Бахчисарайский дворец более скромный Фонтан слёз (Сельсебиль), ставший памятником любви жестокого хана Крым-Гирея к загадочной Диляре Бикеч. Согласно легенде, к уже не­молодому Крым-Гирею привели прекрасную невольницу. Сра­женное красотой, дрогнуло суровое сердце грозного хана. Но не согрела любовью Диляра старого правителя: не поет соловей в неволе, не цветет орхидея в чужой земле. Недолго прожила де­вушка. Хан был безутешен. Позвал он Омара — лучшего мастера — и велел ему: «Сделай так, чтобы камень через века пронес мое горе, чтобы камень заплакал, как плачет мужское сердце». Мусульманские законы запрещали изображать человека и животных, поэтому мастер употребляли язык символов. Он украсил фонтан растительным орнаментом, в нише мастер расположил чаши. Затем вырезал на мраморной плите цветок лотоса из пяти лепестков, символизирующий человеческое лицо, а в его середине — глаз человеческий. Веками день и ночь капа­ют из него скупые мужские слезы. У подножия памятника мастер изобразил похожую на улитку спираль, что символизирует и печаль, и продолжение жизни. В сентябре 1820 года Пушкин по пути из Гурзуфа в Симферо­поль заехал в Бахчисарай. Побродив по дворцу, он вышел во дво­рик и увидел развалины гарема, поросшие дикими розами. Поэт сорвал две и положил их к подножию фонтана. Позже он писал Дельвигу: «Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан, из заржавленной железной трубки по каплям капала вода. Я обошел дворец с большой досадою на небрежность, в которой он истле­вает». Пушкин провел в Бахчисарае всего день, но очарование «полуденного берега» и загадочный образ прекрасной пленницы не давали покоя его поэтической душе. Так родилась одна из са­мых красивых поэм — «Бахчисарайский фонтан», прославившая на весь мир маленький крымский городок.

  • дворцовые корпуса

Рядом с порталом Алевиза на террасе с колоннами находится вход в зал Дивана (Совета и Суда) с арочным проемом, где обсуж­дались и решались важные государствен­ные дела. Во время заседания каждый из присутствующих занимал строго опреде­ленное место, а хан восседал на своем тронном месте. Переход из мрачноватого зала Дива­на в Летнюю беседку приятно поражает неожиданным контрастом — попадаешь в царство солнца, цветов, пышной зелени виноградных лоз. Посреди беседки расположен мрамор­ный фонтан (чешме), а стена над входом украшена тонкой, филигранной росписью иранского мастера Омера. Из Летней беседки переходим в малую дворцовую мечеть, довольно аскетичной архитектуры и убранства. Здесь молился очень узкий круг лиц — ханы, их родственники, санов­ники во время заседаний. Сейчас здесь представлены старинные дворцовые экспонаты культового характера: Коран XVIII в., намазлыки (молельные коврики), мимбер (кафедра), откуда вел проповеди мулла (священник), кувшин для омовений, четки, а также старинные литографии и акварели, по­вествующие об истории ислама в Крыму, который стал распространяться на по­луострове в XIII — XIV вв. В одном из дальних корпусов Ханского дворца с 1997 г. расположен Художественный музей.

  • гарем

Из фонтанного дворика есть переход в га­рем, где проживали жены, родственницы и налож­ницы хана. Первая комната условно называется буфетной. В ней сохранились встроенный в стену шкаф и камин, представлены на­боры посуды местных мастеров.  Во второй комнате условно воссоздан интерьер жилой комнаты. Представлены старинные ковры, ширмы, вышивки, сун­дучки, столики, подносы.
Третья комната, самая нарядная и изы­сканная, условно называется гостиной. В свитском корпусе размещалась мно­гочисленная дворцовая прислуга, а сейчас развернута обширная коллекции заповедника, прежде всего, предметов декоративно-прикладного ис­кусства крымских татар. Здесь представ­лены орнаментальное тканье и вышивки, мужская и женская одежда и обувь, по­суда и ювелирные украшения, предметы быта. Восхищают изделия медников — мастерски изготовленные кувшины, под­носы, тарелки, подсвечники. Отметим и богато иллюстрированные рукописные Кораны.

  • Соколиная башня – помещение, где содержали ханских ловчих птиц.

 

  • большая ханская мечеть Биюк-хан-джами

Это самое величественное сооружение дворца. По бокам мечеть украшают два легких изящных минарета, островерхие крыши которых завершает алем — полу­месяц. С минаретов муэдзины призывали правоверных на молитву. Сегодня, как и столетия назад, призыв муэд­зина (уже радиофицированный) пять раз в день оглашает Бахчисарай. Сейчас мечеть принимает первона­чальный облик. Фасад её расписан под мрамор мастером Омером, в простенках между окнами — зеленые майоликовые вставки, где в декоративные узоры изящ­но вплетена вязь изречений из Корана.

  1. Фамильное кладбище Гиреев — мезарлык, примыкает к большой мечети. Имеет 87 великолепных надгробий и два мавзолея-дюрбе традици­онной восьмигранной формы с куполом, где покоятся 16 ханов. Четыре ханские моги­лы находятся за их пределами. Прочие за­хоронения — могилы ханских родствен­ников и приближенных.

 

98405, АР Крым, г. Бахчисарай, ул. Речная, 133
Тел.:  (06554) 42-881
hansaray@ukr.net
http://www.hansaray.org.ua/
График работы:
в летнее время ежедневно с 9-00 до 18-00,
в зимний период с 15 ноября по 15 апреля
ежедневно, кроме вторника и среды,
09:00 - 16:00
Стоимость входного билета:
ХАНСКИЙ ДВОРЕЦ - 40 грн.
ЧУФУТ-КАЛЕ - 30 грн.
На билеты для детей и студентов предоставляется скидка в 50%