Новые тур. обьекты

«LAKE PARK», заміський комплекс

Україна, Дніпропетровська обл., м. Новомосковськ, вул. Овчаренка, 2т

«OLD SCHOOL VILLA»

Украина, Киевская обл., Бориспольский р-н, с. Гнедин, ул. Центральная, 43

«РИМСЬКІ ТЕРМИ», beauty spa center

04210, Україна, м. Київ, Оболонська Набережна, 17

Поиск по сайту
Главная О проекте, контакты Карта сайта
  /     /   «ЗАКАРПАТСКИЙ МУЗЕЙ НАРОДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ И БЫТА»

«ЗАКАРПАТСКИЙ МУЗЕЙ НАРОДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ И БЫТА»

88000, Украина, Закарпатская обл., г. Ужгород, ул. Капитульная, 33-А
Тел.: (03122) 3-73-92, (03122) 3-63-52

ЗАКАРПАТСКИЙ МУЗЕЙ НАРОДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ И БЫТА 

 Закарпатский музей народной архитектуры и быта

Закарпатский музей народной архитектуры и быта

Закарпатский музей народной архитектуры и быта

Закарпатский музей народной архитектуры и быта

Закарпатский музей народной архитектуры и быта

Закарпатский музей народной архитектуры и быта

Закарпатский музей народной архитектуры и быта

Закарпатский музей народной архитектуры и быта

Закарпатский музей народной архитектуры и быта

Закарпатский музей народной архитектуры и быта

Закарпатский музей народной архитектуры и быта

Закарпатский музей народной архитектуры и быта

Закарпатский музей народной архитектуры и быта

Закарпатский музей народной архитектуры и быта

Закарпатский музей народной архитектуры и быта

Закарпатский музей народной архитектуры и быта

Закарпатский музей народной архитектуры и быта является настоящей сокровищницей деревянного зодчества Украины. Особенно прекрасен музей-село весной, во время роскошного цветения многочисленной сирени и сакуры. Посетителям Закарпатского скансена (так называют этнографические музеи под открытым небом) гарантированны незабываемые впечатления и радость познания!

История
Закарпатский музей народной архитектуры и быта является старейшим в Украине музеем под открытым небом. Пришедшая, вместе с XX веком, глобализация нарушила размеренную жизнь закарпатской глубинки. Начинается стремительное исчезновение старинных образцов народного деревянного зодчества. С целью сохранения уникальных памятников материальной и духовной культуры края, в середине 60-х годов в центр древнего Ужгорода со всех уголков Закарпатья начинают перевозить наиболее ценные деревянные строения, вместе с оборудованием и предметами быта. Привезенные сооружения стали основой этнографического музея, открытие которого было приурочено 25-летней годовщине воссоединения Закарпатья с Советской Украиной и состоялось в июне 1970 года. Пикантным является тот факт, что на месте Закарпатского скансена, в средневековье, религиозными фанатиками были сожжены сотни ученых, оговоренных в колдовстве. С тех пор эту местность в народе именуют «Ведьминой Ямой».

Экспозиция
На сравнительно небольшой территории в 5,5 га южного склона Замковой горы, у подножья средневековой Ужгородской крепости, уютно разместились строения старинного закарпатского села: 7 усадьб, 6 отдельных жилых домов, церковь, колокольня, школа, корчма и многочисленные хозяйственные постройки – водяная мельница, валяльня, кузница, пасека, колодец, ограды, ворота. В усадьбах можно увидеть изделия местных умельцев – столяров, бондарей, мосяжников (гуцульских мастеров художественных изделий из латуни), гончаров, ткачих, вышивальщиц, настоящих художников, которые владели прирожденным талантом и неординарной фантазией. Фонд скансена – 14 тысяч экспонатов. И все эти предметы быта характеризуют материальную культуру этнографических групп и народов Закарпатья являются основой музейного собрания. В каждом строении или хате воспроизведены типичные для того или иного этнографического района направления хозяйства и промыслы. При этом соблюдены не только историко-этнографическая достоверность, но и художественно-эстетические принципы, характерные для интерьера сельского жилища. В Украине не найти другого такого музея, где атмосфера была бы так близка к натуральной: цветут цветы, сажаются огороды, плетутся изгороди, складывается сено.
Музей имеет оригинальную планировку, которая не разделяет экспозицию, а объединяет все старинные строения в один архитектурный ансамбль, полностью соответствующий ландшафту Закарпатского региона. Экспозиция ограничивается оборонной линией замка и крутыми склонами Замковой горы, напоминающие Карпаты. С Запада на Восток, в окружении декоративных и фруктовых деревьев, расположены усадьбы закарпатцев низинных районов (долинян, румын и венгров), а на возвышении — горцев (бойков и гуцулов). Строения связывает дорога, от которой к каждому объекту ведут тропинки.

СОБРАННЫЕ В СКАНСЕНЕ ОБРАЗЦЫ ЖИЛИЩ ПРЕДСТАВЛЯЮТ САМЫЕ ДРЕВНИЕ И САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ВИДЫ НАРОДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ КРАЯ.
Церковь из села Шелестово Мукачевского района 1777 года. В 1927 году перевезена в Мукачево, а в 1974 – в Закарпатский музей народной архитектуры и быта в Ужгороде. Церковь является лучшим образцом деревянного зодчества Закарпатья. Рублена с дубовых брусьев, соединенных в простой замок без остатка, покрыта гонтом. Трехсрубная делится на алтарь, неф, притвор, что подчеркивается в экстерьере тремя куполами. С трех сторон церковь опоясана открытой деревянной галереей. Это лемковский тип сооружений, который сочетает шатровый и барочный стили (верхи над нефом и алтарем сооружены в виде 5-ступенчатых шатров, которые завершаются барочными куполами и маковками). Над притвором возвышается 22-тиметровая башня-колокольня каркасной конструкции с широким подсебитьем, украшенной аркадой голосников вверху. Венчает башню двухъярусная барочная главка с ажурными арками в основе фонаря. Простота и древность внутреннего убранства вызывает у посетителей ощущение возвышенности и умиротворения. Центральное место в интерьере занимает украшенный резным растительным орнаментом иконостас, привлекающий внимание посетителя умело акцентированными светотенями. Иконостас – 4-хярусный, изменен под иконы XVII-XVIII века, привезенные из с. Колочава-Горб Межгорского района, поскольку первоначальные иконы иконостаса были похищены при перевозке церкви. На стенах нефа размещены старинные иконы «Крестная дорога» и «Страшный суд» в простых, без изысков, оправах. За иконостасом находится освещенное одним окном квадратное в плане алтарное помещение, в котором экспонируются престол с дарохранительницей и церковная утварь. В притворе можно рассмотреть орнаментованные резные детали и колонки старинных иконостасов, подсвечники. Здесь можно ознакомиться с первопечатными книгами и старинными гравюрами, украшенными художественным тиснением и металлическим литьем. Церковь действующая, греко-католическая, каждое воскресенье проводится богослужение. Возле церкви – надгробье загадочного эмигранта Константина Матезонского – основателя в Ужгороде в 1833 году первого в Австро-Венгрии многоголосого хора «Гармония».
Колокольня из села Вильховатый Раховского района конца XIX – в начала XX веков. Установлена рядом возле церкви, через ограду. Последняя в мире действующая шестигранная гуцульская колокольня.
Усадьба из села Ореховцы Ужгородского района относится конца XVIII века. Характерное для низменных районов Закарпатья массивное жилище, являющееся одновременно надежной защитой и уютным домашним очагом, хорошо приспособленным к хозяйственной деятельности. Это трехкамерная (комната, сени и каморка) п-образная постройка из толстых палений. Потолок из досок, которые держатся на нескольких поперечных и продольных балках. Крыша стропильная, четырехскатная, крыта соломенными скопами – «жупами». Внутри хата обмазана и побелена, имеет печь с кошем. Вход в хату расположен по центру длинного фасада и ведет в сени, а оттуда справа – вход в жилое помещение, а слева – в кладовую. В кладовой собраны предметы, необходимые для виноделия. В усадьбе экспонируются также сарай и колодец-журавль.
Усадьба из села Ракошино Мукачевского района 1869 года. Типичное трехкамерное жилище землеробов долины р. Латорицы. Имеет каменный фундамент, деревянные стены, обмазанные с обеих сторон глиной. Двухскатная с усеченным фронтоном крыша покрыта гонтом. Вдоль фасада полукрытая галерея, украшенная резьбой. Во дворе размещено двухъярусное сооружение – кош-коморка. Первый ярус коша – чуланчик для хранения зерновых, второй – сушка, где просушивались и обрабатывались кочаны кукурузы и зерно.
Хата из села Тибава Свалявского района XVIII века. Один из самых древних памятников архитектуры. Характерный тип жилища долинян предгорных районов. Привезена в музей в 1967 году. Хата трехкамерная, построена из елового кругляка, обмазанного глиной. Крыша четырехскатная, покрыта соломой. Пол глинобитный. В интерьере интересные бытовые предметы (древний резной стол, традиционные тесаные лавки, полки для посуды и ложек, образцы керамики, вышиванки). Хата является уникальным экспонатом, потому что в ней в 1802 году родился известный украинский этнограф, филолог и историк, автор первой истории Болгарии Юрий Венелин-Гуца.
Усадьба из села Довгое Иршавского района 2 половины ХІХ века. Отражает уровень жилищного строительства и бытовой культуры небогатого крестьянства ХІХ века верховья р. Боржавы. Хата трехкамерная из деревянных круглых брусков, обмазанных глиной и покрашенных в голубой цвет, что придает внешнему виду особую художественную выразительность. Наличие в сенях разнообразной гончарной посуды, а также гончарной печи во дворе, свидетельствует о высоком уровне гончарства в Закарпатье.
Хата из села Стебливки Хустского района конца XIX века. Представляет один из распространенных на юге Хустского и Тячевского районов типов жилищ, состоящий из двух не связанных между собой камер – комнаты-светлицы и жилой комнаты. Вход в каждое помещение отдельный – из галереи, опоясывающей хату с двух сторон. В отличие от массивных хат равнинной местности Закарпатья, хата долинян из предгорного села Стеблевки, подобно горным елям, легко и стремительно тянется вверх. Высокая, с крутым скатом и большим выносом крыша, образующая галерею, свидетельствует о стремлении и умении народных мастеров приспособить строение к местным природно-климатическим условиям, где выпадает много осадков. С крутой крыши быстро стекает дождевая вода, не держится снег, большой вынос укрывает сруб от солнца и дождя. Снаружи хата покрашена в ярко-синий, а внутри – в бледно-голубой цвет. В комнатах много вышивных полотенец, скатертей, покрывал, подушек и интересных плетеных изделий из лозы, что говорит про большую любовь местных жителей к народному искусству.
Хата из села Вышково Хустского района 1879 года. Представляет один из типов народного жилища венгерского населения Закарпатья ХІХ – начала ХХ веков. Кроме срубной техники, влияние народной украинской архитектуры прослеживается в устройстве полуоткрытой галереи, четырехскатной покрытой гонтом крыше и в украшении дверей и столбов галереи. Стоит на высоком каменном фундаменте. Двери украшены резными розочками, которые издавна являются символом солнца. В шкафу представлена венгерская народная одежда, на кроватях – вышитые покрывала и наволочки. Обязательным дополнением интерьера были декоративные фаянсовые тарелки на стенах.
Хата из села Среднего Водяного Раховского района начала XX века. Тип трехкамерного жилища румынского населения региона. Не имеет своей типологии, поскольку попало под влияние деревянной архитектуры украинского населения горных районов края: срубная техника, полукрытая галерея, четырехскатная крыша стропильной конструкции, украшение окон и двери. В сенях воссоздано овчарное хозяйство, которое является традиционным для румын Закарпатья. Здесь можно увидеть деревянную посуду для изготовления овечьего сыра, «вурды», личные вещи овчара.
Гуцульские усадьба-гражда из приселка Стебный и хата из села Ясиней Раховского района XVIII-XIX веков. Характерный для обеспеченных гуцульских жилищ замкнутый двор (усадьба-гражда), похожий на небольшую крепость в горах. Строения расположены в два ряда: первый составляет трехкамерное жилье с полуоткрытой галереей по фасаду и пристроенными к нему с запада и востока кладовыми, а также примыкающими с севера хозяйственными помещениями (пригулами) для овец. Второй ряд образуют хлев, дворовая кладовая, хлевец для свиней и сарай для дров. С внешним миром гражда сообщается через калитку (на западной) и хозяйственные ворота (на восточной стороне). О своеобразном и богатом народном творчестве гуцулов можно узнать по многочисленным предметам интерьера. Особенно выделяются красочно декорированные вышивкой, аппликацией, плетением кожушки-безрукавки (кептарики) из овечьей шкуры, сорочки с пестрой строгого геометрического орнамента вышивкой, тканые ковры и лижники, резная деревянная посуда. Особой гордостью гуцула был широчайший кожаный ремень «черес» в несколько пряжек. За чересом носили трубку, нож, кисет. Ремень хорошо защищал поясницу и живот при работе в лесу, особенно при сплаве плотов.
Жилища бойков – хаты из сел Рекит Межгорского, Гукливого Воловецкого и усадьбой из села Гусного Великоберезнянского районов XVIII-XIX веков. К бойковским жилищам ведет музейная дорожка прямо от гуцульской гражды. Во всех бойковских жилищах были большие курные печи, дым из которых выходил в комнату, а уже оттуда через отверстие в потолке, оконные и дверной проемы – наружу. Внутренние помещения, пропитанные дымом, потускнели. Для хранения одежды вдали от дыма использовалась кладовая (комора) с отдельным входом со стороны улицы. Усадьба из Гусного представляет распространенный тип жилища бойков – удлиненный дом, где под одной высокой соломенной крышей находятся жилые и хозяйственные строения. Такая компактная застройка, удобная на узких земельных участках, вызвана к жизни специфическим горным рельефом.
Кроме характерных для Закарпатья типов жилищ, достойны внимания уникальные строения Межгорского района – народная школа с пристройкой для учителя, водяная мельница, часовня, а также кузня из села Дубовое Тячивского р-на. В состав также входит основной корпус с двумя выставочными залами и конференц-залом.

Фестивали, выставки, мероприятия
В малом зале музея регулярно проходят искусствоведческие и художественные выставки, в частности – выставки полотен как хорошо известных, так и начинающих художников, а также мероприятия, приуроченные историческим событиям (презентация материалов о Голодоморе 1932-33 годов, сталинских репрессиях и т.п.).

Закарпатский музей народной архитектуры и быта
88000, Украина, Закарпатская обл., г. Ужгород, ул. Капитульная, 33-А
Тел.: (03122) 3-73-92, (03122) 3-63-52

График работы музея:
ежедневно с 9.00 до 17.00, вторник – выходной.

Стоимость входного билета:
- для взрослых – 10 грн.;
- для детей – 5 грн.

Возможен заказ экскурсионного обслуживания. Стоимость:
- для взрослых – 50 грн./группа;
- для учеников и студентов – 30 грн./группа.
Максимальное количество человек в группе – до 30.