Новые тур. обьекты

«CITY HOLIDAY RESORT & SPA» 5*

08130, Украина, г. Киев, ул. Большая Кольцевая, 5

«У ПОТТЕРА», хостел

58000, Україна, м. Чернівці, вул. Героїв Майдану, 54

«HOTEL 12»

61045, Украина, г. Харьков, пер. Отакара Яроша, 4

Поиск по сайту
Главная О проекте, контакты Карта сайта
  /     /   «СВЯТО-УСПЕНСКАЯ ПОЧАЕВСКАЯ ЛАВРА»

«СВЯТО-УСПЕНСКАЯ ПОЧАЕВСКАЯ ЛАВРА»

47025, Украина, Тернопольская обл., Кременецкий р-н, г. Почаев, ул. Воссоединения, 8
Тел.: (03546) 612-18, (03546) 625-47, (03546) 625-48
www.pochaev.org.ua

СВЯТО-УСПЕНСКАЯ ПОЧАЕВСКАЯ ЛАВРА

Свято-Успенская Почаевская Лавра

Свято-Успенская Почаевская Лавра

Свято-Успенская Почаевская Лавра

Свято-Успенская Почаевская Лавра

Свято-Успенская Почаевская Лавра

Свято-Успенская Почаевская Лавра

Интерьер Свято-Успенская Почаевская Лавра

Свято-Успенская Почаевская Лавра

архитектура Свято-Успенская Почаевская Лавра

прихожане Свято-Успенская Почаевская Лавра

рака Свято-Успенская Почаевская Лавра

рака Свято-Успенская Почаевская Лавра

Свято-Успенская Почаевская Лавра

Среди наиболее почитаемых святынь Православной Церкви особое место занимает Свято-Успенская Почаевская лавра, твердыня православия в Западной Украине, обитель благочестия и подвижничества.

Почаевская лавра входит в тройку самых красивых православных монастырей восточной Европы. Пожалуй, не найти другой такой обители, о красоте и чудесах которой ходило бы столько легенд. Этот древнейший монастырь отмечен особым присутствием Матери Божией и Благодати Господней: здесь Пресвятая Дева оставила на скале отпечаток своей стопы; в обители подвизался великий подвижник Православия преподобный Иов Почаевский; эту землю прославила на весь мир чудотворная Почаевская икона Божией Матери.

Свято-Успенская Почаевская Лавра Свято-Успенская Почаевская Лавра

ИСТОРИЯ

Ранняя история Почаевской лавры остается загадкой, поскольку, кроме легенд, пересказов и предположений, других данных про обитель не сбереглось.

Одна из главных православных святынь расположена возле небольшого городка Почаев в волынской части Тернопольщины. Первые иноки появились здесь еще раньше, чем в первопрестольном Киеве, поскольку уже в конце IX века Волынь входила в моравскую епархию известного просветителя Мефодия.

Местные монахи возникновение известного монастыря связывают с Киево-Печерскими иноками. После уничтожения в 1240 году Киева полчищами монгольского хана Батыя, Печерские старцы идут на Волынь в поисках убежища и находят его на скалистой, покрытой густым лесом горе, где и поселяются. Тогда же и явилась им Царица Небесная, в огненном пламени, подобном неопалимой купине, с короною на голове и скипетром в руке, оставив на камне след своей правой стопы, из которого начала источаться целебная вода. Слухи об этом явлении собирают сюда все больше христиан для молитвы, некоторые из них остаются, становятся монахами и в память разрушенной ордынцами Киевской Свято-Успенской лавре закладывают Свято-Успенский скит.

Первыми помещениями монастыря были пещеры в толще гор, а первым строением – небольшая деревянная церковь Успения, которую возвели в XIII веке на террасе северного склона холма. Что касается названия обители, то по одной версии, оно связано с притоком Днепра – Почайной, в которой Владимир Великий крестил киевлян. Другие считают, что «Почаев» – не что другое, как измененное с украинского разговорного «Почала Діва творити чудеса».

Более четко история лавры прослеживается с 50-х годов XV века. После огромных пожертвований на сооружение Почаевской церкви и одноэтажных келий местной помещицей Анной Гойской, строительство значительно ускорилось и вскоре было закончено. Кроме этого, в дар от меценатки обитель в 1597 году получает значительные земельные наделы, что официально подтверждало статус монастыря, имения и самое дорогое сокровище – чудотворный образ Божией Матери.

Воздвижение в XVI веке каменного монастыря и появление чудотворной иконы Божьей Матери положило начало новой эпохе в истории обители и прославило монастырь на весь мир. Усилившаяся в это время папская экспансия столкнулась с твердостью духа православных лаврских подвижников: монахи отбили все попытки обратить монастырь в унию, вернули, украденную ранее, чудотворную икону. Проповедями, поучениями, своей духовной чистотой и праведной образцовой жизнью почаевские подвижники укрепляли веру православных в час отчаяния, преследований и испытаний. Все больше православных, преследуемых католиками и униатами, находят защиту в неприступных стенах и пещерах монастыря.

Натиск чуждых вероучений только укрепил Почаевский монастырь, и в конце XVII века пустынная обитель превращается в крупнейший православный центр Западной Украины. В условиях жесточайших гонений, ответственность за судьбу единственно оставшегося в регионе православного центра взял на себя игумен, великий подвижник Православия, преподобный Иов Почаевский. Это был мудрый, с невиданной силой воли человек. Отовсюду к нему шли люди, чтобы излечиться от разных болезней.

При Cв. Иове обитель переживает свой расцвет: благодаря его стараниям была открыта школа и одна из самых больших в Украине типографий, а в 1649 году на самой вершине горы построена церковь в честь Св. Троицы со стопой Богородицы в середине храма, – до этого след стопы более 400 лет оставался под открытым небом. Тогда же обитель была обнесена оборонной стеной, построены другие храмы, жилище для монахов, различные хозяйственные сооружения. До сих пор на улицах Почаева шумят столетние липы, посаженные преподобным Иовом, сохранились устроенные им колодец на горе и обширный пруд у подножия монастыря.

Святой старец прожил более ста лет и почил в Боге в 1651 году. В 1659 мощи его были обретены нетленными. Он вместе с Богородицей становится заступником древней святыни.



Во время расправы над украинской государственностью (XVIII век), Почаевский монастырь теряет могущественных православных покровителей и попадает под влияние польской короны: в 1721 году в нем была устроена резиденция греко-католического монашеского ордена василиан.

Уже под скипетром российских самодержцев монастырь в 1831 году возвращен православию. Начинается бурное строительство, в результате которого окончательно сложился архитектурный ансамбль монастыря, воссоздающий лучшие традиции древнерусской, украинской (барочной) и классической архитектуры.

В 1883 году решением Святейшего Синода Почаевский монастырь получает статус Лавры. Он становится крупнейшим духовным и просветительским центром. Здесь работают типография, школы (второклассная и монашеская), мастерские (по золоту, изготовлению иконостасов, переплетная). С 1887 года начинает издаваться богословский еженедельный журнал «Почаевский листок».

Высокое мастерство приобрело хоровое искусство: знаменитый почаевский распев и поныне считается классикой церковных песнопений. На территории монастыря открываются свечной завод, гостиницы, дом странноприимцев, аптека. Обширные земли монастыря трудами монахов превращаются в высокопроизводительные сельскохозяйственные угодья, сады и ставки. Это позволяло содержать не только целый монастырский город, но и благотворительные столовые, больницы, приюты.

К началу XX века монастырь превратился в крупнейший центр паломничества, куда тысячи православных шли пешком не только со всей Украины, но и из других стран. В 1846 году в монастырь приехал Т. Шевченко и, вдохновленный местным пейзажем, пишет четыре известные «почаевские» акварели, а также три песни («Ой у саду, саду гуляв кокошка», «Гиля-гиля селезень», «Ой випила, вихилила»). На основе собранных местных фактов о восстании гайдамаков XVIII века, поэт создает повесть «Варнак» и одноименную поэму.

В 1914 Почаевскую лавру посетил последний российский император Николай II. Он назвал эту местность «украинской Швейцарией».

Лихолетья мировых войн и воинствующего атеизма не обошли святой обители. Однако близость к Западу и боязнь волнений галичан и волынян, еще не привыкших к атеистическому террору, останавливало советскую власть от закрытия монастыря.

Подвиг монахов этого времени еще оценит история. Им приходилось из последних сил поддерживать и сохранять в порядке храмовые строения, чтобы не дать властям повода закрыть их «на реставрацию», а по сути – «экспроприировались» у Церкви. Насельники находились под постоянным давлением со стороны репрессивных органов.

В это тяжелое время новый свет веры и благочестия пролил преподобный Амфилохий (Головатюк, 1894-1971). Благочестивый монах был известным костоправом, поэтому, помимо монашеской работы, лечил больных. Благодаря своему мужеству и смелости, он отстоял закрытие Троицкого собора. После этого праведник был арестован и отправлен в психиатрическую больницу. По указанию властей его неоднократно избивали до полусмерти, но по милости Божьей преподобный еще много лет помогал людям.

С началом перестройки и демократизации общества изменилось отношение государства к Церкви. В 1992 году святая обитель подтвердила свою приверженность Московскому патриархату. С 1997 года лавра получает статус ставропигии, то есть прямо подчиняется юрисдикции митрополита.

В 2011 году, в честь 360-летия блаженной кончины преподобного Иова Почаевского (1651-2011) и в честь 40-летия блаженной кончины преподобного Амфилохия Почаевского (1971-2011) – заложен камень под строительство Храма Преображения.

 

АРХИТЕКТУРА

Расположенная на высокой каменистой горе (75 м), лавра поражает всех своим живописным величием. Гору с трех сторон окружает городок Новый Почаев.

В комплекс монастыря, кроме многочисленных культовых зданий, входят каменные и деревянные оборонные сооружения XVII века (башни и стены), ведь монастырь за свою историю выдержал не одну осаду.

Архитектурный ансамбль лавры формировался доминантой святыни – Успенским собором. Парадокс в том, что соборный храм Успения Божией Матери, являющийся главным украшением православной Почаевской лавры, построен за средства магната-католика (!!!), известного благотворителя, графа Николая Потоцкого. Построенный в 1771-1783 годах по проекту выдающегося архитектора Готфрида Гофмана в стиле позднего барокко, величественный трехпрестольный собор был сооружен на месте древнего деревянного Успенского храма.

По архитектуре храма и монастырских построек, нетипичной для православия, видно, что периодично монастырь пребывал в руках разных конфессий. Во время его воздвижения монахи просили «деньги без надобности не растрачивать, лишнее не выдумывать…». Гофман мастерски использовал подымающиеся вверх скалистые террасы. Их нарастающий ритм подчеркивает ажурный силуэт собора. В итоге при скромных затратах талантливому зодчему удалось построить один из самых красивых в Украине соборов.

Под самым Успенским собором находится храм Св. Иова, который дополнительно выполняет функцию контрфорса для большой галереи Успенского собора. Церковь эту называют обычно Пещерной, связывая ее с тем местом, где покоятся мощи Иова и где святой при жизни совершал монашеский подвиг.

Но под этим храмом, внизу по склону горы, расположена еще одна церковь, такая же вытянутая и освещенная светом лишь с южной стороны, но куда более скромная – церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских. И если Успенский собор несет в себе дух торжественных и многолюдных Богослужений, то, спрятанная глубоко под ним церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских пронизана атмосферой уединенной молитвы.

Начиная с XIX века, старые строения реконструируются, одновременно воздвигаются такие шедевры храмовой архитектуры, как Святые ворота (классическое сооружение с поразительной чистотой линий), лаврская колокольня (в стиле позднего барокко, гармонически сочетающаяся со Свято-Успенским собором), Свято-Троицкий собор. Последний построен в 1910-1913 годах по проекту О. Щусева, автора мавзолея Ленина, в таком себе псевдороссийском стиле. На взгляд многих, собор абсолютно не вписывается в исторически созданный ансамбль. В монастыре есть 13 колоколов, 2 из них – часовые. Раньше звон было слышно на 30 км, теперь – где-то на 10. На третьем этаже колокольни есть колокол весом в 11,5 тонн! От его ударов дрожит земля. В ансамбль монастыря входят еще братский корпус 1771-1780 годов и архиерейский дом 1825 года.

 вход в Свято-Успенская Почаевскую Лавра

СВЯТЫНИ

Благодаря нахождению здесь мощей и чудотворных икон, лавру ежегодно посещает более миллиона паломников.

Стопа Богоматери (отпечаток ноги на плотном известковом туфе)
Эта стопа является неоскудевающим источником великих чудотворений. Вода в этой стопе никогда не переливается через край и не убавляется, несмотря на то, что неисчислимые богомольцы постоянно наполняют ею сосуды для исцеления от недугов. Огражденный железной решеткой и покрытый ковчегом чудотворный источник находится внутри Успенского собора, по правую руку от входа. Внутри скалы, под стопой, находится пещера, в которой вода стекает по каплям в сосуды и раздается богомольцам. Паломники могут увидеть Стопу, если наклонятся к небольшому отверстию, устроенному над самим источником. Так как Стопа находится под полом храма, то приложиться к ней нельзя, паломники прикладываются к изображению стопы в верхней части ковчега. Этому Почаевскому чуду уже более 650 лет.

 

Почаевская икона Божией Матери
Икона Богородицы является самой прославленной святыней обители. Изначально, икона была подарена шляхтянке Анне Гойской греческим митрополитом Неофитом за оказанное ему гостеприимство и хранилась в доме помещицы около 30 лет. От нее стали происходить чудеса. Впервые это случилось во время прозрения перед иконой слепорожденного брата Анны Гойской – Филиппа Козинского. Пораженная чудом графиня решила, что такая святыня должна находиться в святом месте и отдает икону Почаевскому монастырю. Наследник Анны Гойской – лютеранин Андрей Фирлей, старался ликвидировать обитель, а имения забрать себе. В 1623 году он разорил монастырь и выкрал Чудотворную Икону. В присутствии гостей, он одел свою жену в рясу священника, дал ей в руки Святую Чашу и Чудотворную Икону для насмехательства. На жену Фирлея «напал лютый бес, которым она была одержима» до тех пор, пока икону не вернули в монастырь.

В 1607 году захватить Почаев пытались крымские татары. В тот момент возле лаврской горы проходил один монах, завершая молитвы. Один из кочевников подскочил к нему в надежде получить невольника, но увидев, что инок старый, саблей отрубил ему голову. Монах не умер, а взяв в руки отрубленную голову, донес ее к чудотворной иконе Богоматери и только тогда отдал душу Господу.

Наиболее известное чудо произошло во время осады Лавры пятидесятитысячным войском турецкого султана Магомета IV в 1675 году. Монахи всю ночь молились и пели пред чудотворной иконой акафист. Когда возгласили: «Взбранной Воеводе победительная», вдруг на небе явилась сама Богородица в светлой одежде, окружённая ангелами с обнажёнными мечами; пущенные в небесных защитников вражеские стрелы возвращались и поражали самих турок. Ужас и паника охватили захватчиков, и они обратились в бегство. В память о чудесном избавлении обители установлено ежегодное празднование в честь Почаевской иконы. Еще одно чудо произошло с плененным турками юношей. Он искренне молился Пресвятой Богородице в день ее Успения, и был чудесным образом перенесен в монастырь. В Лавре и ныне хранятся цепи, которые сковывали его руки.

Чудеса от иконы не прекращались и во время владения монастырём униатами (1721-1831). Граф Николай Потоцкий, отличавшийся крутым нравом, три раза выстрелил в своего кучера за то, что лошади опрокинули его коляску. Кучер успел повернуться в сторону виднеющегося на горе монастыря – и никогда не поводивший магната пистолет дал осечку – первый, второй и третий разы. Чудо произвело на графа неизгладимое впечатление: со слезами покаяния и на коленях перед чудотворным образом он пообещал посвятить свою жизнь монастырю.

Икона находится в третьем ярусе иконостаса в звёздообразном киоте над царскими вратами. Каждое утро после полунощницы при пении тропаря «Непроходимая Врата» её медленно опускают вниз на особых лентах и устанавливают на уровне человеческого роста для поклонения верующих. Опускается икона и по субботам, после соборного пения акафиста Пресвятой Богородице, а также по воскресным и праздничным дням, после поздней литургии.

Особенно исцеляет святыня незрячих и плохо видящих людей. К иконе обращаются за помощью не только православные, но и греко-католики, христиане латинского исповедания, и даже евреи, которые по исцелении принимают христианскую веру. Следом за православным патриархом, чудотворность иконы официально признала Римо-католическая Церковь: в 1773 року по благословлению папы римского Почаевский образ был коронован.

Мощи прп. Иова Почаевского
В 28 августа 1659 году были подняты с земли нетленные мощи Преподобного Иова, игумена Почаевского, которые сейчас в серебряной раке почивают в Пещерном храме и ежедневно открываются людям для поклонения. Над ракой праведника возносится балдахин из белого итальянского мрамора. За благочестивую жизнь Господь прославил Иова чудотворением еще при жизни, а после его блаженного успения, наступившее 28 октября 1651 года, множество людей продолжают видеть необыкновенное сияние над его могилой, обращаются к святому за помощью и исцеляются от болезней.

Мощи прп. Амфилохия Почаевского
По милости Божьей преподобный был ясновидцем и целителем. Им были исцелены сотни тысяч людей. После его смерти 1 января 1971 года, на могиле старца стали происходить чудеса, не заканчивающиеся и поныне. Мощи св. Амфилохия Почаевского открыты для поклонения в Пещерном храме. Память его празднуется 31 мая.

ИНТЕРЬЕР

Одним из лучших украшений лавры является Балдахин над ракой преподобного Иова в Пещерной церкви, сделанный итальянцем Леопольдом Менционе из белого каррарского мрамора и привезенный сюда из Италии. По форме своей балдахин представляет собой сень, поддерживаемую четырьмя витыми колоннами. В верхней части балдахина размещено рельефное изображение Святого Духа в виде голубя, окруженного сиянием. На лицевой стороне – рельефное изображение двух ангелов, держащих свинцовую ленту с надписью «Восхвалятся преподобнии во славе и возрадуются на ложах своих». Спереди балдахина, на центральной части потолка изображено всевидящее око, а сверху водружен крест.

Все это дорогое убранство находится в простом и не заслоненном никакими украшениями природном гроте, куда удалялся на молитву преподобный Иов. Богомольцы, которые приходят в этот грот, чтобы приложиться к мощам, покоящимся в богатой раке под балдахином, нередко отваживаются посетить и саму пещеру преподобного, которая находится тут же рядом.

Чтобы попасть в Пещерную церковь, нужно обойти Успенский собор, пройти по всей его великолепной галерее, далее – через целую анфиладу лестниц, спускающихся вниз, пройти длинный коридор, стены которого расписаны фресками всех отечественных святых.

Первыми посетителя встречают образа недавних святых (XX век), а последними, у самого входа в храм, – изображения равноапостольных Ольги и Владимира, первых мучеников Феодора и сына его Иоанна, святых князей Бориса и Глеба, преподобных Антония и Феодосия, и других. Следует отдать должное гению архитектора, сумевшего вложить духовное содержание в сложный ландшафт.

Лавра богата настенными росписями, скульптурами и орнаментами. В потолках боковых коридоров Успенского храма сделаны круглые отверстия, через которые можно увидеть три яруса хоров. Такой архитектурный прием создает в интерьере фантастическую игру света и тени.

Храм известен своей прекрасной акустикой. Что касается икон, то в интерьере присутствуют образа еще 1646 года. Император Александр II, посетив монастырь в 1859 году, пожертвовал для Успенского собора новый иконостас, в котором находится известная Почаевская икона. В начале ХIХ века собор начал расписывать львовский художник Лука Долинский, а после пожара 1784 года обновляли живопись лаврские художники под руководством академика Васильева.

Заслуживают внимания красочные мозаичные полотна Троицкого собора, выполненные Николаем Рерихом. При входе, на Святых воротах, изображена Пресвятая Богородица в огненном столпе, как она впервые явилась и оставила след своей правой стопы на скале.

 

Дополнительные услуги:
При лавре есть гостиничный комплекс, в котором можно забронировать места на официальном сайте Лавры либо по телефонам: (03546) 625-47, (03546) 625-48.

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

Будничные дни
5.00 – Полунощница (Свято-Успенский собор)
6.15 – Опускается икона и служится акафист перед Почаевской чудотворной иконой Божией Матери.
6.15 – Ранняя Литургия (храм преподобного Иова)
8.00 – Акафист преподобным Иову или Амфилохию перед их святыми мощами
9.00 – Поздняя Литургия (Свято-Успенский собор)
11.00 – Панихида и заказные молебны (после поздней Литургии)
11.30 – Вычитка (понедельник, вторник, среда в Свято-Троицком соборе)
17.00 – Вечернее Богослужение (Свято-Успенский собор)
Вторник: Соборный акафист преподобному Иову (после ранней Литургии, Пещерный храм)
Суббота: Соборный акафист Божией Матери перед Её чудотворной иконой (после поздней Литургии).

Воскрестные и праздничные дни
17.00 – Всенощное бдение накануне праздников (Свято-Успенский собор)
6.00 – Ранняя Литургия (Свято-Троицкий собор)
8.00 – Акафист перед Почаевской чудотворной иконой Божией Матери (Свято-Успенский собор)
8.00 – Молебен преподобным Иову или Амфилохию (Пещерный храм)
10.00 – Поздняя Литургия (Свято-Успенский собор).

Цельбоносная Стопа Пресвятой Богородицы открыта: с 6:00 до 21:00;
Святые мощи преподобных отцов Иова и Амфилохия открыты для поклонения: в будничные дни с 6.00 до 9.00;
в праздничные и воскресные дни с 5.30 до 11.30.
Вычитки совершаются только в будничные дни (понедельник, вторник, среда).
Таинство Соборования проводится в понедельник и четверг в 6.00
(кроме праздничных дней) в храме Святой Троицы или Похвальной церкви.

 

СВЯТО-УСПЕНСКАЯ ПОЧАЕВСКАЯ ЛАВРА
47025, Украина, Тернопольская обл., Кременецкий р-н,
г. Почаев, ул. Воссоединения, 8
(проезд автобусом от Тернополя до Почаева через Кременец)
Тел.: (03546) 612-18
www.pochaev.org.ua