Новые тур. обьекты

«CITY HOLIDAY RESORT & SPA» 5*

08130, Украина, г. Киев, ул. Большая Кольцевая, 5

«У ПОТТЕРА», хостел

58000, Україна, м. Чернівці, вул. Героїв Майдану, 54

«HOTEL 12»

61045, Украина, г. Харьков, пер. Отакара Яроша, 4

Поиск по сайту
Главная О проекте, контакты Карта сайта
  /     /   «ПАТРИАРШИЙ СВЯТО-ВЛАДИМИРСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР»

«ПАТРИАРШИЙ СВЯТО-ВЛАДИМИРСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР»

01030, г. Киев, б-р Шевченко, 20
Тел.: (044) 225-03-62
www.katedral.org.ua

ПАТРИАРШИЙ СВЯТО-ВЛАДИМИРСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР 

 Владимирский собор

Владимирский собор

Владимирский собор

Владимирский собор

Владимирский собор

Владимирский собор

Владимирский собор

Владимирский собор

Владимирский собор

Владимирский собор

Владимирский собор

Владимирский собор

Одно из самых достойных мест среди выдающихся архитектурных сооружений Киева занимает Владимирский собор, поражающий своей величественностью и красотой. Это непревзойденное сакральное сооружение, по мнению искусствоведов, является настоящим храмом-памятником, неподражаемым образцом совершенного синтеза разных видов искусств: архитектуры, монументальной настенной и станковой живописи, произведений декоративно-прикладного искусства. С точки зрения многообразия формы и богатства красок Владимирский собор не имеет себе равных после Софии Константинопольской и Св. Марка Венецианского.

История
Владимирский собор Дарующий духовное перерождение многим людям, собор, тем не менее, стал фатальным для судеб его создателей. Идея строительства в Киеве величественного храма в честь крестителя Руси – князя Владимира Великого, возникла в начале 1850-го года, в преддверии празднования 900-летия Крещения Руси. Пока собирались средства, созданный киевской властью «Временный строительный комитет» заказал проект собора известному петербургскому архитектору И. Штрому, который приехал в Киев строить Кадетский корпус (ныне – здание Минобороны). Штром активно принялся за работу и вскоре создал грандиозный проект тринадцатикупольного собора в русском (псевдовизантийском) стиле. 1853 году император Николай I утвердил проект, а его автору присвоил звание академика архитектуры и большое денежное вознаграждение. Однако масштабные замыслы не были воплощены из-за традиционной проблемы – нехватки денег (из необходимых 500 тысяч рублей было собрано 100 тысяч пожертвований). Члены строительного комитета обратились с просьбой к «великому, гуманному благодетелю царю», но получили лаконичный ответ: «Памятник народный, поэтому государственных денег на его сооружение не надлежит». С просьбой упростить проект заказчики обращаются к архитектору П. Спарро с просьбой упростить проект, соответственно и удешевить. Архитектор сократил количество куполов с 13 до 7 и уменьшил общий объем сооружения. Однако небольшие размеры будущего кафедрального собора не удовлетворяли нового киевского митрополита Арсения, поэтому в 1862 году к проектированию приобщили архитектора Александра Беретти.
Взявшись за корректировку проекта, Беретти в своем рапорте не жалел ехидных слов в адрес Ивана Штрома, с которым был в большой вражде. Его авторитету поверили. Сохранив стилевую основу первоначального проекта, Беретти в полтора раза увеличил линейный метраж, благодаря чему объем храма вырос более чем втрое. Первоначальную смету при этом он уменьшил до 141 тысяч рублей. Новый проект было утвержден и 15 июля (в день св. Владимира) 1862 года прошло пафосное заложение собора. Вначале строительство продвигалось быстро и успешно. Но осенью 1864 года поперечные арки не выдержали веса верхних ярусов и треснули. Архитектор обвинял в этом подрядчиков и маляров, но вынужден был уменьшить высоту куполов. Однако в 1866 году трещины снова увеличились. Беретти со всех сил отбивался от критиков, клялся в своей невиновности. Но спасти свою репутацию ему уже не удалось, тем более что для выяснения причин аварии с Петербурга было командировано его непримиримого оппонента Штрома. В конце концов, А. Беретти отстранили от последующих работ, что стало для зодчего тяжелейшим ударом. В дальнейшем за неимением заказов архитектор обанкротился и вынужден был продать свою мастерскую и распустить учеников. Спустя 18 лет после события, разрушившего всю его карьеру, Беретти издал брошюру «О строительстве собора во имя Св. Владимира в Киеве», где пытался оправдаться. Умер архитектор в 1895 году в психиатрической больнице.
На протяжении 1865-1875-х годов архитекторы сменяли друг друга, но строительство не велось. Работы замерли, потому что ни один специалист не решался взять на себя ответственность за их продолжение: стены едва держались, и их довелось укреплять металлическими прутами. Конец этому беспределу было положено только в 1875 году, когда в Киев приехал император Александр II. Проезжая в карете Бибиковским (Шевченковским) бульваром, царь обратил внимание на руины и приказал выделить с казны дополнительные средства. По его распоряжению сюда приехал профессор Рудольф Бенгард – всемирно известный специалист по сооружению склепенчатых сооружений. Он внес соответствующие коррективы к проекту и поручил возглавить строительство молодому архитектору В. Николаеву. Между прочим, по мнению Бенгарда, в аварийной ситуации не было вины Беретти. Несмотря на сложность задания, молодой архитектор полностью оправдал надежды своего учителя и поручителя и в 1882 году закончил сооружение собора. Чтобы испытать прочность его конструкции, на свод здания положили 640 тонн песка в мешках. Испытание прошло успешно. И в дальнейшем за всю историю собора трещин на нем не появлялось. Несмотря на успех, талантливому В. Николаеву было отказано в продолжении робот по оформлению интерьера.
К исполнению внутренних работ было принято проект профессора Адриана Прахова, который предложил грандиозную перспективу перевоплощения обычного храма в художественно-искусственную жемчужину. С этой целью предусматривалось покрыть все внутренние столбы и стены росписями, запросив при этом лучших художников. Внутреннюю роспись осуществляло 96 художников. Для этого, хитрый профессор оценил такие масштабные работы откровенно дешево – в 150 тысяч рублей. Потом, «выбивая» из года в год новые ассигнации, он увеличил эту сумму до 400 тысяч. В результате художественное оформление затянулось до 1896 года. Однако, благодаря здоровому авантюризму Прахова, свершилось практически невозможное. Владимирский собор Непревзойденный талант Виктора Васнецова и Михаила Нестерова, гениальное мастерство Михаила Врубеля, легкая кисть Котарбинского, Пимоненко, братьев Сведомских и других известных всей Европе живописцев, сделали Владимирский собор в Киеве местом паломничества для всех аматоров и ценителей прекрасного, символом нового религиозного искусства. Долгожданное освящение храма произошло 20 августа 1896 года. На церемонию прибыл сам император Николай II с женой и великими князьями, а также целым сонмом аристократических гостей. Перед открытием храма газета «КиевлянинЪ» с официозным пафосом отмечала: «Киевский собор на честь Св. Равноапостольного князя Владимира является не только памятником просветителю Руси, но и художественным памятником 4 царствований». От замысла до воплощения, этот самый известный долгострой XIX ст. возводили 44 года, общая стоимость – около 900 тысяч рублей. Посмотреть на удивительный храм в Киев съезжались ценители искусства со всей страны. После открытия собора особенно популярным становиться творчество Васнецова, а созданные им изображения — образцовыми. Их повторяли и продолжают повторять при создании храмовых интерьеров не только Украины, но и всего православного мира.
Тяжелые времена наступили для собора после прихода к власти большевиков. В 1920-е годах из храма было вывезено драгоценную церковную утварь, а в декабре 1929 года колокола храма, общим весом 1100 пудов было переплавлено «на нужды индустриализации». В 1930 году здесь был открыт Антирелигиозный музей. Вход в бывший храм украшал лозунг: «Превратим центры религиозной контрреволюции в очаг социалистической атеистической культуры». В алтарной части установили трибуну для лекторов-недоучек и пьяных активистов печально известного «Союза воинствующих безбожников». Со временем здесь поместили архив библиотеки Академии наук. В 1934 году собор, который поблескивал своими куполами, был хорошо виден с железнодорожного вокзала во время официальной встречи приехавшего с Харькова украинского коммунистического правительства. При выходе с поезда 1 секретарь ЦК КП(б)У С. Косиор спросил с иронией, тыча пальцем в бок многочисленных куполов, которые возвышались в те годы над жилищной застройкой: «Что это за поповской город? Киев должен стать городом социалистическим!» В связи с этим - святыню, красоту и гордость Киева большевики в 1930-х годах хотели уничтожить одной из первых. В 1934-1935, после уничтожения подрывниками НКВД Михайловского Златоверхого монастыря, во Владимирский собор переносят мощи Св. Великомученицы Варвары, в котором они покоятся и по сей день.
Службу в соборе возобновили только во время фашистской оккупации и с тех пор она никогда не прекращается. В 1941 году немецкие саперы вытащили из подвалов здания десятки килограммов тротила и разминировали грандиозное сооружение, сохранив его. С 1943 года храм стал кафедрой митрополита Киевского, Галицкого и всей Украины (теперь – митрополита Украинской православной церкви Киевского патриархата). После провозглашения независимости Украины и образования Киевского Патриархата (УПЦ КП) в 1995 здесь состоялся Cобор УПЦ КП, на котором Филарет (Денисенко) был избран Киевским Патриархом. Сегодня храм имеет статус кафедрального патриаршего собора Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. Богослужения в соборе отличаются особенной пышностью, так как проводятся иерархами церкви.
Владимирский собор, безусловно, достоин отдельной экскурсии или посещения. Его двери всегда открыты для киевлян и гостей столицы. Те, кто хотя бы раз побывал в этих святых стенах, никогда не забудут образ Богоматери с Христом-младенцем на руках, которая поднимает душу человека до небесных высот, сохранят в памяти образы святых и лики великих людей, запомнят навсегда его прекрасные архитектурные формы, прекрасные росписи и мозаики.

Архитектура и интерьер
Владимирский собор В плане собор представляет традиционный древнерусский шестистолпный трехапсидный храм, увенчанный семью куполами. Его размеры: ширина – 30 м, длина – 55 м, высота – 49 м. Фасад здания украшают мозаики работы художника А. Н. Фролова. На массивных бронзовых дверях главного портала можно видеть литые бронзовые рельефы с изображениями княгини Ольги и князя Владимира Святого.
Интерьер собора стал уникальным художественным памятником, прославленным на века. Его росписи не только иллюстрируют Старый и Новый Заветы, но и знакомят с историческими персонажами Русской церкви. Согласно замыслу А. Прахова и его единомышленника В. Васнецова, Владимирский собор должен стать не только христианским храмом, но и своеобразным памятником периода Киевской Руси и исторического становления государственности в восточнославянских землях. Авторы настенной росписи собора создали ансамбль историко-религиозного живописи национального звучания. Большая заслуга в этом В. Васнецова – художника исторического жанра, портретиста, мастера монументально-декоративного искусства. Он лично расписал около 3000 кв. м площади стен, использовал 15 тематических композиций и 30 отдельных святых в полный рост, а также орнаменты и изображения в медальонах. Украшением интерьеров собора стали монументальные произведения Васнецова: «Богоматерь с младенцем», украшающую восточную алтарную стену; «Святители» и «Пророки» на северной и южной алтарных стенах; «Христос-Пантократор» на главном куполе; «Евангелисты» на парусах главного купола; «Страшный суд» на западной стене; «Крещение Владимира» и «Крещение киевлян» с боков главного входа; изображения на соборных столбах первых отечественных святых – Бориса и Глеба, Нестора-летописца, Михаила Черниговского и др.; несколько икон в мраморном иконостасе и т. п. Другой известный живописец Нестеров создал композиции «Рождество», «Воскресение», «Богоявление», многочисленные иконы в иконостасах первого и второго ярусов. Образы, созданные В. Васнецовым и М. Нестеровым и другими стали хрестоматийными, такими, которые укрепились в сознании людей.
Сведомский и Котарбинский вдвоем выполнили 18 композиций и 84 отдельных фигуры росписи собора. Среди них выделяются полные драматизма и трагического пафоса, отличающимся необыкновенным реализмом композиции «Тайная вечеря», «Христос перед Пилатом», «Распятие», яркие образы древнерусских князей Андрея Боголюбского и Игоря Святославича, героя «Слова о полку Игореве». Кисти Врубеля, художника, которого теперь называют величайшим, после Рублева, живописцем-монументалистом России, начиная с XV века, принадлежит несколько взбалмошных орнаментальных композиций. В целом, живопись собора впечатляет высоким мастерством исполнения, чрезвычайным эмоциональным напряжением, точностью исторического антуража. Известный художник и истинный ценитель живописи, ректор Российской академии искусств Илья Глазунов, считает, что Владимирский собор является первым в Восточной Европе храмом, в котором художники приблизили свои творения к людям, помогли поднять их веру и возвеличить и спасти душу. Владимирский собор является истинной национальной школой живописи. Здесь можно научиться всему: от создания главного образа вплоть до орнамента на хорах. Впервые в оформлении храма так ярко отразился поворот от прежнего репортерского бытописательства, от слащавой итальянской искусственности и дешевой погони за внешней красотой, к глубоко национальному творчеству. По прошествии столетия, созданные Васнецовым и Нестеровым образы, остаются нам также близки. Росписи собора стали каноничными их повторяли во многих храмах Украины, России, всего Православного мира.
Иконостас
собора сделан из дымчато-серого каррарского мрамора. Разноцветные мраморы из Италии, Франции, Бельгии, России и Испании украшают интерьер храма. Из мрамора выполнен и мозаичный пол собора. Богатую серебряную утварь для Владимирского собора делала известная ювелирная фирма Хлебникова. Сегодня в храме покоятся мощи великомученицы Варвары и священномученика Макария. Св. Варвара является одной из наиболее почитаемых святых христианского мира. Ее рака размещена в правой части собора: обращение к ним в молитве лечит от головной боли и других болезней.

Патриарший Свято-Владимирский кафедральный собор
01030, г. Киев, б-р Шевченко, 20
(в двух минутах ходьбы от станции метро «Университет»)
Тел.: (044) 225-03-62
www.katedral.org.ua

Время работы собора:
ежедневно с 09.00 до 18:00.

Расписание богослужений:
- ежедневно в 09.00 и 17.00;
- в выходные в 07.00 и 10.00;
- акафист Св. Варваре – вторник в 08.00;
- акафист Св. Макарию – четверг в 17.00.