










 |
Одно из самых достойных мест среди выдающихся архитектурных сооружений Киева занимает Владимирский собор, поражающий своей величественностью и красотой. Это непревзойденное сакральное сооружение, по мнению искусствоведов, является настоящим храмом-памятником, неподражаемым образцом совершенного синтеза разных видов искусств: архитектуры, монументальной настенной и станковой живописи, произведений декоративно-прикладного искусства. С точки зрения многообразия формы и богатства красок Владимирский собор не имеет себе равных после Софии Константинопольской и Св. Марка Венецианского.
История
Дарующий духовное перерождение многим людям, собор, тем не менее, стал фатальным для судеб его создателей. Идея строительства в Киеве величественного храма в честь крестителя Руси – князя Владимира Великого, возникла в начале 1850-го года, в преддверии празднования 900-летия Крещения Руси. Пока собирались средства, созданный киевской властью «Временный строительный комитет» заказал проект собора известному петербургскому архитектору И. Штрому, который приехал в Киев строить Кадетский корпус (ныне – здание Минобороны). Штром активно принялся за работу и вскоре создал грандиозный проект тринадцатикупольного собора в русском (псевдовизантийском) стиле. 1853 году император Николай I утвердил проект, а его автору присвоил звание академика архитектуры и большое денежное вознаграждение. Однако масштабные замыслы не были воплощены из-за традиционной проблемы – нехватки денег (из необходимых 500 тысяч рублей было собрано 100 тысяч пожертвований). Члены строительного комитета обратились с просьбой к «великому, гуманному благодетелю царю», но получили лаконичный ответ: «Памятник народный, поэтому государственных денег на его сооружение не надлежит». С просьбой упростить проект заказчики обращаются к архитектору П. Спарро с просьбой упростить проект, соответственно и удешевить. Архитектор сократил количество куполов с 13 до 7 и уменьшил общий объем сооружения. Однако небольшие размеры будущего кафедрального собора не удовлетворяли нового киевского митрополита Арсения, поэтому в 1862 году к проектированию приобщили архитектора Александра Беретти. Взявшись за корректировку проекта, Беретти в своем рапорте не жалел ехидных слов в адрес Ивана Штрома, с которым был в большой вражде. Его авторитету поверили. Сохранив стилевую основу первоначального проекта, Беретти в полтора раза увеличил линейный метраж, благодаря чему объем храма вырос более чем втрое. Первоначальную смету при этом он уменьшил до 141 тысяч рублей. Новый проект было утвержден и 15 июля (в день св. Владимира) 1862 года прошло пафосное заложение собора. Вначале строительство продвигалось быстро и успешно. Но осенью 1864 года поперечные арки не выдержали веса верхних ярусов и треснули. Архитектор обвинял в этом подрядчиков и маляров, но вынужден был уменьшить высоту куполов. Однако в 1866 году трещины снова увеличились. Беретти со всех сил отбивался от критиков, клялся в своей невиновности. Но спасти свою репутацию ему уже не удалось, тем более что для выяснения причин аварии с Петербурга было командировано его непримиримого оппонента Штрома. В конце концов, А. Беретти отстранили от последующих работ, что стало для зодчего тяжелейшим ударом. В дальнейшем за неимением заказов архитектор обанкротился и вынужден был продать свою мастерскую и распустить учеников. Спустя 18 лет после события, разрушившего всю его карьеру, Беретти издал брошюру «О строительстве собора во имя Св. Владимира в Киеве», где пытался оправдаться. Умер архитектор в 1895 году в психиатрической больнице. На протяжении 1865-1875-х годов архитекторы сменяли друг друга, но строительство не велось. Работы замерли, потому что ни один специалист не решался взять на себя ответственность за их продолжение: стены едва держались, и их довелось укреплять металлическими прутами. Конец этому беспределу было положено только в 1875 году, когда в Киев приехал император Александр II. Проезжая в карете Бибиковским (Шевченковским) бульваром, царь обратил внимание на руины и приказал выделить с казны дополнительные средства. По его распоряжению сюда приехал профессор Рудольф Бенгард – всемирно известный специалист по сооружению склепенчатых сооружений. Он внес соответствующие коррективы к проекту и поручил возглавить строительство молодому архитектору В. Николаеву. Между прочим, по мнению Бенгарда, в аварийной ситуации не было вины Беретти. Несмотря на сложность задания, молодой архитектор полностью оправдал надежды своего учителя и поручителя и в 1882 году закончил сооружение собора. Чтобы испытать прочность его конструкции, на свод здания положили 640 тонн песка в мешках. Испытание прошло успешно. И в дальнейшем за всю историю собора трещин на нем не появлялось. Несмотря на успех, талантливому В. Николаеву было отказано в продолжении робот по оформлению интерьера. К исполнению внутренних работ было принято проект профессора Адриана Прахова, который предложил грандиозную перспективу перевоплощения обычного храма в художественно-искусственную жемчужину. С этой целью предусматривалось покрыть все внутренние столбы и стены росписями, запросив при этом лучших художников. Внутреннюю роспись осуществляло 96 художников. Для этого, хитрый профессор оценил такие масштабные работы откровенно дешево – в 150 тысяч рублей. Потом, «выбивая» из года в год новые ассигнации, он увеличил эту сумму до 400 тысяч. В результате художественное оформление затянулось до 1896 года. Однако, благодаря здоровому авантюризму Прахова, свершилось практически невозможное. Непревзойденный талант Виктора Васнецова и Михаила Нестерова, гениальное мастерство Михаила Врубеля, легкая кисть Котарбинского, Пимоненко, братьев Сведомских и других известных всей Европе живописцев, сделали Владимирский собор в Киеве местом паломничества для всех аматоров и ценителей прекрасного, символом нового религиозного искусства. Долгожданное освящение храма произошло 20 августа 1896 года. На церемонию прибыл сам император Николай II с женой и великими князьями, а также целым сонмом аристократических гостей. Перед открытием храма газета «КиевлянинЪ» с официозным пафосом отмечала: «Киевский собор на честь Св. Равноапостольного князя Владимира является не только памятником просветителю Руси, но и художественным памятником 4 царствований». От замысла до воплощения, этот самый известный долгострой XIX ст. возводили 44 года, общая стоимость – около 900 тысяч рублей. Посмотреть на удивительный храм в Киев съезжались ценители искусства со всей страны. После открытия собора особенно популярным становиться творчество Васнецова, а созданные им изображения — образцовыми. Их повторяли и продолжают повторять при создании храмовых интерьеров не только Украины, но и всего православного мира. Тяжелые времена наступили для собора после прихода к власти большевиков. В 1920-е годах из храма было вывезено драгоценную церковную утварь, а в декабре 1929 года колокола храма, общим весом 1100 пудов было переплавлено «на нужды индустриализации». В 1930 году здесь был открыт Антирелигиозный музей. Вход в бывший храм украшал лозунг: «Превратим центры религиозной контрреволюции в очаг социалистической атеистической культуры». В алтарной части установили трибуну для лекторов-недоучек и пьяных активистов печально известного «Союза воинствующих безбожников». Со временем здесь поместили архив библиотеки Академии наук. В 1934 году собор, который поблескивал своими куполами, был хорошо виден с железнодорожного вокзала во время официальной встречи приехавшего с Харькова украинского коммунистического правительства. При выходе с поезда 1 секретарь ЦК КП(б)У С. Косиор спросил с иронией, тыча пальцем в бок многочисленных куполов, которые возвышались в те годы над жилищной застройкой: «Что это за поповской город? Киев должен стать городом социалистическим!» В связи с этим - святыню, красоту и гордость Киева большевики в 1930-х годах хотели уничтожить одной из первых. В 1934-1935, после уничтожения подрывниками НКВД Михайловского Златоверхого монастыря, во Владимирский собор переносят мощи Св. Великомученицы Варвары, в котором они покоятся и по сей день. Службу в соборе возобновили только во время фашистской оккупации и с тех пор она никогда не прекращается. В 1941 году немецкие саперы вытащили из подвалов здания десятки килограммов тротила и разминировали грандиозное сооружение, сохранив его. С 1943 года храм стал кафедрой митрополита Киевского, Галицкого и всей Украины (теперь – митрополита Украинской православной церкви Киевского патриархата). После провозглашения независимости Украины и образования Киевского Патриархата (УПЦ КП) в 1995 здесь состоялся Cобор УПЦ КП, на котором Филарет (Денисенко) был избран Киевским Патриархом. Сегодня храм имеет статус кафедрального патриаршего собора Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. Богослужения в соборе отличаются особенной пышностью, так как проводятся иерархами церкви. Владимирский собор, безусловно, достоин отдельной экскурсии или посещения. Его двери всегда открыты для киевлян и гостей столицы. Те, кто хотя бы раз побывал в этих святых стенах, никогда не забудут образ Богоматери с Христом-младенцем на руках, которая поднимает душу человека до небесных высот, сохранят в памяти образы святых и лики великих людей, запомнят навсегда его прекрасные архитектурные формы, прекрасные росписи и мозаики.
Архитектура и интерьер
В плане собор представляет традиционный древнерусский шестистолпный трехапсидный храм, увенчанный семью куполами. Его размеры: ширина – 30 м, длина – 55 м, высота – 49 м. Фасад здания украшают мозаики работы художника А. Н. Фролова. На массивных бронзовых дверях главного портала можно видеть литые бронзовые рельефы с изображениями княгини Ольги и князя Владимира Святого. Интерьер собора стал уникальным художественным памятником, прославленным на века. Его росписи не только иллюстрируют Старый и Новый Заветы, но и знакомят с историческими персонажами Русской церкви. Согласно замыслу А. Прахова и его единомышленника В. Васнецова, Владимирский собор должен стать не только христианским храмом, но и своеобразным памятником периода Киевской Руси и исторического становления государственности в восточнославянских землях. Авторы настенной росписи собора создали ансамбль историко-религиозного живописи национального звучания. Большая заслуга в этом В. Васнецова – художника исторического жанра, портретиста, мастера монументально-декоративного искусства. Он лично расписал около 3000 кв. м площади стен, использовал 15 тематических композиций и 30 отдельных святых в полный рост, а также орнаменты и изображения в медальонах. Украшением интерьеров собора стали монументальные произведения Васнецова: «Богоматерь с младенцем», украшающую восточную алтарную стену; «Святители» и «Пророки» на северной и южной алтарных стенах; «Христос-Пантократор» на главном куполе; «Евангелисты» на парусах главного купола; «Страшный суд» на западной стене; «Крещение Владимира» и «Крещение киевлян» с боков главного входа; изображения на соборных столбах первых отечественных святых – Бориса и Глеба, Нестора-летописца, Михаила Черниговского и др.; несколько икон в мраморном иконостасе и т. п. Другой известный живописец Нестеров создал композиции «Рождество», «Воскресение», «Богоявление», многочисленные иконы в иконостасах первого и второго ярусов. Образы, созданные В. Васнецовым и М. Нестеровым и другими стали хрестоматийными, такими, которые укрепились в сознании людей. Сведомский и Котарбинский вдвоем выполнили 18 композиций и 84 отдельных фигуры росписи собора. Среди них выделяются полные драматизма и трагического пафоса, отличающимся необыкновенным реализмом композиции «Тайная вечеря», «Христос перед Пилатом», «Распятие», яркие образы древнерусских князей Андрея Боголюбского и Игоря Святославича, героя «Слова о полку Игореве». Кисти Врубеля, художника, которого теперь называют величайшим, после Рублева, живописцем-монументалистом России, начиная с XV века, принадлежит несколько взбалмошных орнаментальных композиций. В целом, живопись собора впечатляет высоким мастерством исполнения, чрезвычайным эмоциональным напряжением, точностью исторического антуража. Известный художник и истинный ценитель живописи, ректор Российской академии искусств Илья Глазунов, считает, что Владимирский собор является первым в Восточной Европе храмом, в котором художники приблизили свои творения к людям, помогли поднять их веру и возвеличить и спасти душу. Владимирский собор является истинной национальной школой живописи. Здесь можно научиться всему: от создания главного образа вплоть до орнамента на хорах. Впервые в оформлении храма так ярко отразился поворот от прежнего репортерского бытописательства, от слащавой итальянской искусственности и дешевой погони за внешней красотой, к глубоко национальному творчеству. По прошествии столетия, созданные Васнецовым и Нестеровым образы, остаются нам также близки. Росписи собора стали каноничными их повторяли во многих храмах Украины, России, всего Православного мира. Иконостас собора сделан из дымчато-серого каррарского мрамора. Разноцветные мраморы из Италии, Франции, Бельгии, России и Испании украшают интерьер храма. Из мрамора выполнен и мозаичный пол собора. Богатую серебряную утварь для Владимирского собора делала известная ювелирная фирма Хлебникова. Сегодня в храме покоятся мощи великомученицы Варвары и священномученика Макария. Св. Варвара является одной из наиболее почитаемых святых христианского мира. Ее рака размещена в правой части собора: обращение к ним в молитве лечит от головной боли и других болезней.
Патриарший Свято-Владимирский кафедральный собор 01030, г. Киев, б-р Шевченко, 20 (в двух минутах ходьбы от станции метро «Университет») Тел.: (044) 225-03-62 www.katedral.org.ua
Время работы собора: ежедневно с 09.00 до 18:00.
Расписание богослужений: - ежедневно в 09.00 и 17.00; - в выходные в 07.00 и 10.00; - акафист Св. Варваре – вторник в 08.00; - акафист Св. Макарию – четверг в 17.00. |