Новые тур. обьекты

«КРИВЕ ОЗЕРО», відпочинковий комплекс

81053, Україна, Львівська обл., м. Новояворівськ, вул. Зелена, 34

«ДЕРИБАС», отель

Украина, г. Одесса, ул. Дерибасовская, 27

«ОБЕРІГ», готель

Україна, м. Київ, проспект Лобановського, 25/16

Поиск по сайту
Главная О проекте, контакты Карта сайта
  /     /   «ОДЕССКИЙ ФУНИКУЛЕР»

«ОДЕССКИЙ ФУНИКУЛЕР»

Адрес администрации фуникулера: 65007, Украина, г. Одесса, ул. Водопроводная, 1
Тел.: (048) 722-60-88, факс: (048) 724-62-57
www.odessa.ua/numbers/852

 ОДЕССКИЙ ФУНИКУЛЕР 

 Одесский фуникулер

Одесский фуникулер

Одесский фуникулер

Одесский фуникулер

Одесский фуникулер

Одесский фуникулер

Одесский фуникулер

Одесский фуникулер

История одесского фуникулера началась на заре ХХ века. Два вагончика вместимостью 35 человек каждый, выписанные из Парижа, связали верхнюю часть города с портом. В те времена именно Одесский фуникулёр рядом с Потёмкинской лестницей стал одним из первых фуникулёров в России. Построен он был по «классической» схеме – однопутная рельсовая линия с разъездом. Движение осуществлялось по «маятниковой» схеме, когда спускающийся вагон помогал вагону, движущемуся вверх. В таком виде одесский фуникулер просуществовал 67 лет, перевозя пассажиров с бульвара в порт за неизменные 2 копейки.

История
Гигантская, ныне Потемкинская лестница, открытая в 1841 году, сначала была скорее частью архитектурного ансамбля, чем использовалась по прямому назначению. Портовый рабочий люд шел в порт на работу, в основном, со стороны Пересыпи или по спускам Военному (сейчас Жанны Лябурб), Левашовскому (затем Вакуленчука) позже Деволановскому, Польскому (Кангуна).
Со временем количество людей, желавших попасть в Одесский порт и на Приморскую улицу из центра города, возросло. Этому способствовало открытие железнодорожного сообщения из порта на Куяльницкий лиман, куда, как вспоминал в книге «Ни дня без строчки» Юрий Олеша, «шел поезд, ведомый маленьким паровозом, который назывался паровиком. Маленький, бойко свистящий паровозик, пять-шесть зеленых вагонов…» К тому же на Приморской улице вблизи порта открылось множество «заведений теплых морских ванн», упомянутых в «Записных книжках» Ильи Ильфа: «Когда все в Одессе разрушится, морские ванны по-прежнему будут сиять и переливаться светом. Одесситы любят морские ванны».
В 1880 году, учитывая конъюнктуру, была предпринята попытка создать концессию для устройства рельсового подъемного пути с пристани на бульвар, потерпевшая фиаско.
Идея эта заработала в 1895 году, когда молодой инженер Н. К. Пятницкий, выпускник Петербургского института инженеров путей сообщения, сын директора Второй одесской гимназии, подал в городскую Управу прошение о «предоставлении ему сооружения и эксплуатации механического подъемного пути с Приморской улицы на бульвар». Соблазненные предложением Пятницкого, городские власти все же объявили конкурс через местные и столичные газеты.
Откликнулась лишь одна парижская фирма, представившая только эскизный проект, никак не привязанный к местности. По заключению известного в городе инженера В. Зуева, предпочтение отдали Пятницкому.

Одесский фуникулер  Одесский фуникулер


В 1900-1902 годах спланировали склон под трассу будущего фуникулера, уложили одноколейный рельсовый путь длиной около ста метров с разъездом посередине и переходным мостиком над ним, построили деревянный ажурный павильон на бульваре, каменное здание с кассой, перроном и конторой на Приморской улице, а рядом небольшую электростанцию, собрали и закрепили на тросах два доставленных из Парижа вагончика на 35 пассажиров каждый, установили 300 калильных ламп и дуговых фонарей для освещения дороги. Работы были выполнены под руководством инженера В. Раковского.
Одесский фуникулерТоржественное открытие подъёмной дороги состоялось 8 июня 1902 года. На следующий день она приняла первых пассажиров, причем, как отметил «Одесский листок», «желающих испытать удобство движения нашлось довольно много».
«Фуникулёр. Если в Одессе произнести это слово, никто не поймёт, о чем идет речь – писал Леонид Утёсов в книге «Спасибо, сердце», – его называют «подъёмная машина». Так одесситам кажется короче и понятней… Вниз почти никто не ездит. Зачем? Спуститься по лестнице просто удовольствие. Вверх тоже не очень много желающих. Подъёмная машина не «золотое дело».
По условиям контракта фуникулёр должен был перейти в собственность города в 1920 году. Революция разорвала контракт раньше. С 1919 года фуникулёр был «на консервации», то есть поломан.
Заработал он 20 сентября 1926 года, с окончанием разрухи после Гражданской войны и французской интервенции.
Во второй раз остановила фуникулёр Великая Отечественная война. Четыре года после войны не работал. В 1948 году в Одессе «начались работы по восстановлению фуникулера». Едва «отдышавшись» от войны, город восстановил фуникулер, который Валентин Катаев причислял к достопримечательностям Одессы. Через двадцать лет, в 1969 году, фуникулер закрыли. В 1970 его заменили эскалатором. Не решив при этом никакой транспортной проблемы, поскольку ее и не было.
С лица Одессы на тридцать пять лет оказалась стертой еще одна милая черта города, о которой с грустью вспоминали одесситы. В последний год существования СССР эскалатор еще работал в обе стороны. В самом начале 1990-х – уже только в одну, на подъем. Эскалатор на спуск постепенно разбирали на запчасти, и так поддерживали работу хоть в одном направлении.
Окончательно же он пришел в негодность и закрылся в 1997 году.

Современность
В 1998 году городская власть решила построить на Потемкинской лестнице новый фуникулёр по принципу наклонных лифтов и выделила деньги. Получился долгострой длиной в восемь лет. И в 2005 году Одесский фуникулер заработал снова.
Торжественное открытие возрожденного фуникулера на два вагончика по десять человеко-мест состоялось 2 сентября 2005 года в двести одиннадцатый день рождения Одессы.

Одесский фуникулер находится в подчинении коммунального предприятия «Одесгорэлектротранс»
65007, Украина, г. Одесса, ул. Водопроводная, 1
Тел.: (048) 722-60-88, факс: (048) 724-62-57
www.odessa.ua/numbers/852

График работы фуникулера:
ежедневно с 08.00 до 23.00

Проезд – бесплатный.