Новые тур. обьекты

«CITY HOLIDAY RESORT & SPA» 5*

08130, Украина, г. Киев, ул. Большая Кольцевая, 5

«У ПОТТЕРА», хостел

58000, Україна, м. Чернівці, вул. Героїв Майдану, 54

«HOTEL 12»

61045, Украина, г. Харьков, пер. Отакара Яроша, 4

Поиск по сайту
Главная О проекте, контакты Карта сайта
  /     /   «МАССАНДРОВСКИЙ ДВОРЕЦ, филиал Алупкинского государственного дворцово-паркового музея-заповедника»

«МАССАНДРОВСКИЙ ДВОРЕЦ, филиал Алупкинского государственного дворцово-паркового музея-заповедника»

98650, АР Крым, Ялтинский р-н, пгт Массандра
Тел./факс: (0654) 32-17-28

МАССАНДРОВСКИЙ ДВОРЕЦ, ФИЛИАЛ АЛУПКИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДВОРЦОВО-ПАРКОВОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА 

 Массандровский дворец

Массандровский дворец

Массандровский дворец

Массандровский дворец

Массандровский дворец

Массандровский дворец

Массандровский дворец

Массандровский дворец

Массандровский дворец

Массандровский дворец

На Южном берегу Крыма, в окрестностях Ялты, изобилующих прекрасными скалами, гротами и источниками, разместилась живописная местность Массандра. Для вынужденных уйти в горы от турецкого владычества греческих рыбаков, лесистые склоны, вдали от моря, выдавались не самым удобным местом проживания. Поэтому основанный ими поселок был назван Марсанда, что с греческого переводится как «неудобья». Уже нашими соотечественниками плохо произносимое слово «Марсанда» преобразуется в более-менее выговариваемое – «Массандра».

История
Массандровский дворец Главной достопримечательностью массандровских горных красот по праву считается дворец российского императора Александра III, использовавшийся его величеством в качестве летней резиденции царской семьи. Однако дворец известен не только своей удивительной архитектурой, а и мистической репутацией. Относительно последнего судите сами – граф Семен Михайлович Воронцов, наследник генерал-губернатора Новороссии, в 1881 году задумал возвести для себя особняк, но внезапно умирает. Его вдова отказалась от здания, где ей все напоминало о муже. Строительство Массандровского дворца надолго остановилось. Затем Массандровское имение Воронцовых вместе с недостроенным дворцом в 1889 г был приобретен удельным ведомством царского двора для императора Александра III. С 1892 по 1900 год по проекту профессора М. Е. Месмахера сооружение дворцового ансамбля продолжилось с внесением многих изменений. Царь мечтал увидеть Массандровский замок своим охотничьим домом. Но так случилось, что он не дожил до завершения строительства. Дворец был достроен спустя восемь лет после смерти самодержца – под патронатом его сына, Николая II. Строительство долгостроя завершилось только в 1902 году, тогда же был подписан и акт о его приемке. Однако новый император достроил этот замок лишь в память об отце, а сам бывал там крайне редко, предпочитая свою ливадийскую резиденцию, гораздо вместительную. Иногда Николай и его семья приезжали сюда на пикник, но по большей части массандровский особняк пустовал.
После революции в царском особняке был устроен дом отдыха для пролетариев. Дальше судьба дворца тоже выписывала кривые: там располагался и институт виноделия «Магарач», и санаторий для туберкулезных больных. Во время войны Гитлер предназначил дворец для гауляйтера Крыма – после победы, разумеется, но и тут ничего не вышло. Да и начальство вермахта, расквартированное на Южном берегу, Массандровский дворец не особенно жаловало: с гор в любую минуту могли напасть партизаны.
После войны этот прекрасный архитектурный памятник был закрытым "объектом": в нем располагалась правительственная дача. Однако Сталин, как известно, Крым не любил, да и многие другие члены правительства обходили Массандровский дворец стороной. Он был скорее экскурсионным объектом, демонстрируемым зарубежным гостям, и местом для дневного отдыха.
В конце концов, в 1990 году замок был передан музейному объединению «Дворцы и парки Южного берега Крыма» для восстановления в нем интерьера-экспозиции времен Александра III. Уникальное сооружение было возвращено народу. В 1991 году здание и прилегающая к нему часть парка были включены в состав Алупкинского государственного дворцово-паркового музея-заповедника в качестве его филиала. Подробную информацию об Алупкинском государственном дворцово-парковом музее-заповеднике читайте на нашем сайте – http://www.atur.com.ua/index.php?id=1415. И уже спустя год дворец был открыт для обозрения. В настоящее время одно из лучших сооружений Южного берега Крыма является дворцом-музеем и объектом экскурсий. Несмотря на то, что у дворца – статус памятника национального значения, открыт он был для свободного посещения одним из самых последних в Крыму, т. к. долгое время оставался госдачей «верхушки» бывшего Союза.
Однако Советское прошлое не отступило от дворца и поныне. При президенте Л. Кучме были попытки увести Алупкинский и Массандровский дворцы (с Ливадийским в придачу) в лоно знаменитой ДУСи. У президента Ющенко аппетиты были скромнее – под резиденцию он пытался забрать только Массандровский. Помешали протесты общественности.

Архитектура
Массандровский дворец В конце 1870-х годов Семен Михайлович Воронцов, тогдашний владелец Массандры, заказал проект дворца архитектору М. А. Бушару, французу по происхождению. В 1880 году проект был готов. В основе его лежал тип французского замка эпохи позднего Возрождения, всем хорошо знакомый по знаменитым сооружениям в долине царственной Луары и воплощенный в замках Шамбор, Шеверни Шинон, Шенонсо, Ланже и многих других, характерный облик которым придают средневековые башни, крутые островерхие крыши, затейливые мансарды. В течение 1880 года в Массандре велись работы по заготовке материалов и закладке фундамента нового дворца.
Смена хозяина дворца повлекла за собой и изменения в строительстве. Александр III в 1892 г. поручает достроить дворец одному из крупнейших русских архитекторов второй половины XIX века Максимилиану Егоровичу Месмахеру. В завершенном своем виде творение архитектора Месмахера отличается от замысла Бушара, то есть от французского готического замка, и напоминает постройки в стиле Людовика ХVI. Петербургский архитектор применил в отделке фасадов метлахскую и керамическую плитку, в интерьерах – майоликовые изразцы, витражи, живопись по стеклу, выжигание по дереву с подкраской. Мастерство и вкус позволили ему гармонично соединить элементы архитектуры и изобразительного искусства. По проекту профессора М. Месмахера сооружение дворцового ансамбля с внесением многих изменений в декор фасада, интерьер и планировку парка, продолжил архитектор О. Вегенер.
Построенный дворец представляет собой трехэтажное здание с множеством декоративных внешних деталей и пирамидальной крышей. Стреловидное завершение "крепостных" башен, высокие каминные трубы придают строению устремленность ввысь, и поэтому дворец кажется легким, изящным, сказочным. Построен он у склонов горной гряды, в уединенном месте, окруженном лесом дворец гармонично вписывается в окружающую его природу.

Экспозиция и интерьер
Дворец предназначался для отдыха, поэтому в нем нет апартаментов для приемов, парадных залов. В оформлении дворца, возможно, в какой-то степени сказались вкусы заказчика – Александра III. Этот крупный, рослый мужчина, которого часто называли "русским богатырем", по отзывам современников, лучше чувствовал себя не в больших парадных помещениях, а в маленьких уютных комнатах. Ему, любящему все русское, нравилась отделка деревом: вызывала ассоциации с русскими рублеными избами.
Для создания экспозиции были отобраны из фондов Алупки произведения живописи, графики, фотоматериалы, мебель и предметы декоративно-прикладного искусства, соответствующие стилевым особенностям дворца. Сохранившаяся богатая декоративная отделка помещений дворца позволила создать  экспозицию, которая знакомит с искусством дворцового интерьера второй половины XIX в. «Одевая», согласно моде того времени, каждое помещение в декор определенной эпохи (романской, готической, барокко, рококо, классицизма), Месмахер добился удивительной цельности и гармонии в пропорциях, формах и колорите.
В вестибюле в настоящее время создана экспозиция, рассказывающая об истории имения и строительстве дворца. Здесь можно увидеть фотографии и литографии, изображающие старый воронцовский "экономический" дом. На 1-м этаже дворца располагались комнаты, предназначавшиеся для отдыха всей семьи: бильярдная, выделяющаяся богатой резьбой по дереву и пейзажной живописью; столовая, напоминающая старинный рыцарский зал; сервизная; буфетная; "погребок" - для недолгого хранения продуктов, вин и бочек со льдом для их охлаждения (Александру III было чем гордиться: лучшим вином тогдашних аристократов стал массандровский Белый Мускат).
Комнаты 2-го этажа предназначались для императора и императрицы. Красиво изогнутая наружная лестница главного входа во дворец подводит к нарядно оформленной прихожей второго этажа, откуда можно было попасть в строгую и торжественно оформленную приемную Его Величества, либо в нарядную и праздничную приемную Императрицы. В эти же комнаты ведут винтовые лестницы, размещенные в башнях. Традиционно, во дворцах женские комнаты размещались на южной стороне, мужские – на северной.
В кабинетах Их Величеств воссоздана обстановка не рабочего кабинета, (т. к. никто из императоров здесь никогда не работал), а комната отдыха. Особый интерес вызывают размещенные здесь семейные портреты царской семьи. В опочивальне Их Величеств, все оформление способствует созданию атмосферы тишины и покоя. Интересным декоративным решением отличаются ванные комнаты, особенно старинной, известной еще со времен Ренессанса, техникой росписи акварелью по дереву. Коридор 2 этажа соединяет мужскую и женскую половины дома. Перегородка и входная дверь коридора оформлены двойным стеклом. В их переплеты были вмонтированы, кроме зеркальных, еще и 86 цветных стекол, что создает радужное освещение. Такие цветовые эффекты являются главными в архитектуре модерна.
После неожиданной смерти Александра III не получил декоративного оформления 3-й этаж, предназначавшийся для детей. Но и в таком виде дворец представляет большой интерес.

Парк
Массандра также привлекает и удивляет неповторимостью своей природы. Ее холмистые склоны, из-за которых появляются солнечные лучи, наполняя всю долину Ялтинского залива жизнеутверждающим светом, и сегодня задумчиво любуются западной стороной Ялтинского амфитеатра. Леса, луга, обилие воды, прекрасный водопад и бесконечное разнообразие диких ландшафтов придают ей совершенно особое очарование. Парк площадью 6 га и композиция дворца создают уникальный дворцово-парковый ансамбль.

Массандровский дворец
98650, АР Крым, Ялтинский р-н, пгт Массандра
(проезд из Ялты на троллейбусе до остановки «Верхняя Массандра»)
Тел./факс: (0654) 32-17-28

График работы музея:
ежедневно с 10.00 до 17:00, понедельник – выходной.

Стоимость билета:
- для взрослого – 10 грн.;
- для школьников и студентов – 5 грн.