Новые тур. обьекты

«CITY HOLIDAY RESORT & SPA» 5*

08130, Украина, г. Киев, ул. Большая Кольцевая, 5

«У ПОТТЕРА», хостел

58000, Україна, м. Чернівці, вул. Героїв Майдану, 54

«HOTEL 12»

61045, Украина, г. Харьков, пер. Отакара Яроша, 4

Поиск по сайту
Главная О проекте, контакты Карта сайта
  /     /   «КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА», НАЦИОНАЛЬНЫЙ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК

«КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА», НАЦИОНАЛЬНЫЙ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК

01015, Украина, г. Киев, ул. И. Мазепы, 21
Тел.: (044) 280-46-48; факс: (044) 280-66-46
lavra1@adsl.com.ua
www.kplavra.kiev.ua

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК «КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА» 

 КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА пещеры

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

На правом берегу Днепра уже много веков возносится наибольшая святыня украинского народа – Киево-Печерская Лавра. Киевская обитель – памятник мирового значения (охраняется ЮНЕСКО), центр христианства восточных славян. В православном мире ее определяют после Иерусалима и Святой горы Афон в Греции. Тут все овеяно тайнами: пещеры, церкви, колокольни, а наиболее – жизни людей. Вряд ли известно широкому кругу, например, что на территории Лавры погребен русский богатырь Илья Муромец и основатель Москвы – Юрий Долгорукий. Несравнимое с любым другим монастырем количество святых и удивительное миро их нетленных мощей продолжают манить сюда миллионы паломников.

История
Киево-Печерский монастырь – первая обитель Руси, основана в 11 ст. Именно отсюда пошла монастырская жизнь по всей Руси. Первое письменное упоминание о Киево-Печерской Лавре находим в «Повести временных лет» под 1051 г. и «Киево-Печерском патерике» (XI ст.). Всемирно известный монастырь находится в Печерском районе – одном из трех самых древних в столице. Однако, в отличие от остальных районов, Печерск является духовным сердцем Киева. Уместно будет вспомнить старую украинскую поговорку: „На Подолі народ працює, на Горі над ним володарі керують, а Печерськ за їхні душі у молитвах постує”.
Название «Печерск» происходит от пещер (укр. – «печер»), в которых поселились первые монахи-основатели: Антоний, Никон, Феодосий. Со временем их последователи построили кельи на верху и обитель превращается в настоящий монастырь, а под землей остались жить только самые отверженные подвижники.
С XII ст. Печерский монастырь называют «лаврой», официально же лаврский статус он получил в 1688 г. Грецкое слово «лавра» означает «улица», «застроенный городской квартал», с VI ст. «лаврами» назывались многолюдные монастыри Востока. В Украине и России наибольшие обители тоже именовали себя лаврами, однако этот статус давался только самым богатым и влиятельным монастырям. В целом на просторах Восточной Европы известно только 5 лавр: Киево-Печерская, Почаевская (Тернопольская обл.), Святогорская (Донецкая обл.), Троице-Сергиевская под Москвой и Алекcандро-Невская в Петербурге. Не приуменьшая роль и значение других лавр, следует заметить, что самой известной, древней, святейшей и авторитетной среди них является Киево-Печерская лавра.
Ни одна христианская обитель в мире не может сравниться с Лаврой по количеству признанных святых (около 400 подвижников). В пещерах покоятся их мощи – нетленные тела. Поэтому Лавра привлекает к себе миллионы верующих, стремящихся поклониться Божьим угодникам. Если и не верить в святость Печерских отцов, они все равно достойны самого высокого уважения. Ведь среди них – знаменитые писатели, художники, зодчие, врачи К. Руси. Особую славу среди лаврской братии приобрел автор бессмертной «Повести прошлых лет» - первый отечественный историограф Нестор-летописец, памятник которому стоит неподалеку от Лавры – в сквере, по ул. И. Мазепы.
Огромный вред архитектурным и историческим ценностям был нанесен и в годы ВОВ. Главное культовое сооружение страны, пережившее татаро-монгольское нашествие, литовское и польское владычество, бесконечные войны Российской империи, не сумело спастись от большевистского варварства. Советскими подпольщиками в 1941 г. Успенский собор был взорван. Сохранилась лишь часть церковной стены. Это огромнейшая потеря для украинского народа.
Во время оккупации Киева немецкое командование разрешило возобновить деятельность монастыря. Инициатором возобновления был архиепископ Херсонский и Таврический Антоний, в миру известный как грузинский князь Давид Абашидзе. Именно он в свое время был ректором семинарии, из которой отчислили юного Иосифа Джугашвилли (Сталина). «Вождь народов», тем не менее, старца уважал и не вмешивался в дела возрожденной Лавры. Поэтому Советы вернули свое «наместничество» уже после смерти Сталина - в эпоху Никиты Хрущева, отличившейся притеснениями религии.
В июне 1988 г. в связи с празднованием 1000-летнего юбилея Крещения К.Руси и соответственно к постановлению Совета Министров УРСР, вновь созданной Печерской общине было передано территорию Дальних пещер, т.н. «Нижней» лавры, со всеми наземными постройками и пещерами; а в 1990 р. передана территория и Ближних пещер. С монастырем сотрудничает заповедник «Киево-Печерская лавра», которому в 1996 г. присвоено статус Национального. В 1990 г. комплекс лаврских сооружений включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Уже во времена независимой Украины, используя древние приемы строительства, специалистам удалось заново воссоздать главный Лаврский храм. В 2000 г. Успенский собор был освящен.

На территории заповедника работают музеи:
- Государственный музей книги и книгопечатания Украины (постоянная экспозиция – «история украинской книги и книжного дела с далекого прошлого до сегодняшнего дня»). Детальную информацию о Государственном музее книги и книгопечатания Украины читайте на нашем сайте – http://atur.com.ua/index.php?id=1490.;
- Музей исторических драгоценностей Украины (экспонаты музея - это своеобразная летопись украинской истории в золоте и серебре). Детальную информацию о Музее исторических драгоценностей Украины читайте на нашем сайте – http://www.atur.com.ua/index.php?id=1389.;
- Музей украинского народного декоративного искусства. Информацию об этом музее можно посмотреть на нашем сайте – http://www.atur.com.ua/index.php?id=1409;
- Музей театрального, музыкального и киноискусства Украины (в музее представлены произведения искусства из истории театра, музыки, кино).

Архитектура
КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРАВо 2 пол. XI ст. монастырь становится  самым большим центром архитектурной деятельности в К. Руси. Для строительных потребностей он имел свои плиточные, мозаичные и другие мастерские. До конца XII ст. на территории монастыря в основном сформировался ансамбль архитектурных сооружений, который определили его планирование на последующие столетия. В конце XII ст. вокруг Киево-Печерская Лавра сведены оборонительные валы. В 1698-1701 параллельно им были сооружены новые фортификационные валы с бойницами и башнями.
В это время на средства Николы Святоши была построена Троицкая надвратная церковь - один из 6-ти памятников княжеских времен, сохранившихся до наших дней. Она тоже претерпела изменений и теперь имеет черты украинского барокко, как София Киевская. В ней стоит чудесный иконостас XVIII ст., похожий на удивительное золотое мереживо, сияющее солнечными отблесками. Тяжело поверить, что эту красоту вырезали с простого дерева.
Через ворота этой церкви проходит вход в монастырь. Говорят, когда-то стояли здесь батюшки-вратари и на расстоянии чувствовали человека, который шел с недобрыми мыслями. Таких они возвращали назад, предлагая подумать и прийти в следующий раз. Перед проходом через церковную арку необходимо низко поклониться святой обители, и только после - пройти во внутрь и раствориться в архитектурном величии.
Напротив Троицкой церкви купается в золотом блеске солнечных лучей воссозданный Успенский собор. Два сооружения связанны царской дорожкой, проложенной после визита царицы Екатерины II. С воздвижения главного монастырского храма – Успенского собора, начинается новый этап в архитектуре К. Руси. Людям казалось, что такой прекрасный храм не могли соорудить обычные человеческие руки, поэтому народ сложил про него множество поэтических легенд. Одна из них рассказывает, что Бог указал для храма место, укрывая землю росою, а место собора – нет; что с Божьего веления пришли строить храм лучшие в мире мастера. 15 лет грецкие зодчие возводили, а иконописцы расписывали храм, который был освящен в 1089 г. митрополитом Иоанном. Над его созданием работали на самом деле великие мастера. Росписи и иконы, украшающие собор принадлежали кисти гениального художника Алимпия. Подражая архитектуре Успенского собора, во всех городах Руси стали возводиться похожие храмы.
Собор украшали древнерусские фрески и фрагменты мозаик, сложная лепка, настенная живопись, исполненная выдающимися мастерами С. Ковниром, З. Голубовским, Г. Пастуховым; изображения исторических особ – царей, князей, гетманов, митрополитов. Пол храма был устелен мозаичными узорами, а иконы содержались только в серебряных ризах, покрытых золотом. Уникальное сооружение служило усыпальницей киевских князей, высшего духовенства, просветителей, меценатов и других выдающихся соотечественников. Поэтому значение Успенского собора тяжело переоценить: он был настоящей каменной сокровищницей, хранящей в своих стенах историю нашего народа.
Рядом с воссозданным собором расположены Николаевская церковь с куполом, усеянным звездочками, и Большая Лаврская колокольня, возведенная в 1731-44 гг. Большую колокольню (выс.96 м.) из-за небольшого уклона в народе называют «Киевской Пизанской башней». Однако, благодаря углубленному в землю 20-ти метровому массивному фундаменту, толщиной 8 м., Лаврской башне, в отличие от итальянской, падение не грозит. До появления Эйфелевой Башни, Большая Лаврская колокольня считалась самым высоким сооружением в Европе.
Правее от Успенского собора – Трапезная церковь с трапезной палатой, благодаря которой службу может отведать огромное количество верующих. В центре помещения, как огромное серое облако, висит подаренная Николаем II «паникадило» - люстра, весом 1200 кг.
Уникальным явлением Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника, общая площадь которого 28 га, являются Ближние и Дальние пещеры.
В XVII-XVIII ст. над Экономичными вратами построены: грациозная Всехсвятская церковь, ансамбли Ближ. и Дальн. пещер, кельи лаврских монахов, здание типографии и т.д.  Именно в этот период лаврские сооружения приобрели черты украинского (или – «мазепинского») барокко и в таком виде сохранились до наших дней.
На кон. XIX ст. у Киево-Печерская Лавра окончательно сложился  архитектурный ансамбль, воссоздающий лучшие традиции  древнерусской, украинской и русской архитектуры.
Сегодня в Лавре насчитывается около 108 каменных сооружений, 40 памятников архитектуры, 17 церквей: Успенский собор, Троицкая надвратная ц., Всехсвятская ц., Рождества Богородицы ц., Аннозачатиевская ц., Крестовоздвиженская ц., Никольская ц., Трапезная ц. и др.; кельи лаврских монахов, Большая колокольня, Колокольни лаврских пещер, фортификационные сооружения, Ковнировский корпус, типография, пещеры, трапезная, пороховой погреб и т. д. Нигде больше не найти такого количества святынь собранных в одном месте, к которым спешат миллионы паломников со всех континентов для восстановления душевных сил.

Пещеры
КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРАПечерск – один из трех самых древних столичных районов, наравне с Старокиевской Горой и Подолом. Однако, в отличие от последних, Печерск является духовным сердцем Киева. Уместно будет вспомнить старую украинскую поговорку: „На Подолі народ працює, на Горі над ним володарі керують, а Печерськ за їхні душі у молитвах постує”.
Пещеры на днепровских холмах искусственного происхождения, т.е. выкопаны руками монахов. Первым облюбовал Печерские холмы и собственноручно вырыл для себя пещеру монах-отшельник Антоний. У праведника появилось много последователей. Антоний любил одиночество, поэтому он выкопал себе другую пещеру, которая дала жизнь Ближним (или – «Антониевым») пещерам, а та, что была выкопана в начале – Дальним или Феодосиевым пещерам, в честь игумена, преподобного Феодосия. Особая заслуга Феодосия заключается в том, что при нем был принят Монастырский Студийский устав, взятый за основу в дальнейшем всеми монастырями Руси. Сегодня, «отцы лавры» - Антоний и Феодосий – наиболее почитаемые киевские святые.
По истечении времени число пещер стало увеличиваться. Приумножалось и количество святых, которые чувствовали духовность своего жительства. Сохранились и подземные церкви в пещерах: их шесть. Они маленькие и суровые, ведь монахи-аскеты отказывались от украшений, которые бы отвлекали их от Бога.
Знаменитые монастырские подземные лабиринты-пещеры, представляют собой целые комплексы с церквями, кельями, ходами – общей длиной больше 500 м. Они имеют высоту до 2 м., ширину 1-1,3 м., их выкопано в лессовидных и песчаных слоях на глубине  5-20 м от поверхности земли.
Пещеры использовались и для погребений. Считалось, что душа непременно получит прощение грехов и попадет в рай, если человека похоронить в Лавре. Так это или нет – неизвестно. А вот про чудодейственную мироточивость мощей праведников, помещенных в гробницы из кипарисового дерева, знают далеко за пределами Украины. Явление и вправду загадочное: из сухой плоти выделяется мироцелебное вещество, содержащее до 80%  живого белка. Не увидев, поверить в это тяжело. Вот и ходят к пещерам паломники, чтобы уклониться святым мощам и увидеть удивительное миро.
Ученые объясняют эти чудеса особым сочетанием температуры и влажности, наличием хорошей природной вентиляции и другими физическими факторами, способствующими тому, что похороненные в пещерах тела умерших монахов не разложились, а мумифицировались.  Даже сегодня, по истечении 1000 лет, сохранность некоторых из них впечатляет. Однако верующие не нуждаются в неубедительных попытках объяснить это чудо, и миллион паломников ежегодно, со всех уголков Земли, – лучшее тому подтверждение.

Дополнительные услуги
На территории заповедника работает экскурсбюро, в котором можно заказать групповую или индивидуальную экскурсию на украинском, русском и других языках. В случае самостоятельного ознакомления с Лаврой, киевляне и гости столицы могут приобрести детальные путеводители. Безусловно, в ходе экскурсии можно только ознакомиться с историей Лавры и ее архитектурными памятниками, а глубоко и детально изучать эту святыню можно хоть всю жизнь.

Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник
01015, Украина, г. Киев, ул. И. Мазепы, 21
(проезд от станции метро «Арсенальная» автобусом № 24, тролейбус № 38, маршрутка № 406, 470, 520, 527)
Тел.: (044) 280-46-48; факс: (044) 280-66-46
lavra1@adsl.com.ua
www.kplavra.kiev.ua

График работы музея:
ежедневно с 09.00 до 19.00 в летний период, с 09.30 до 18.00 в зимний период.

Стоимость входного билета:
- для взрослого – 20 грн.;
- для учеников и студентов – 12 грн.;
- самостоятельные экскурсии 10 - 20грн.;

 Посещение Большой Лаврской колокольни, выставки миниатюр и музеев оплачивается дополнительно. Справки по тел.: (044) 280-30-71.


Информация по состоянию на 17.02.2010