Новые тур. обьекты

«LAKE PARK», заміський комплекс

Україна, Дніпропетровська обл., м. Новомосковськ, вул. Овчаренка, 2т

«OLD SCHOOL VILLA»

Украина, Киевская обл., Бориспольский р-н, с. Гнедин, ул. Центральная, 43

«РИМСЬКІ ТЕРМИ», beauty spa center

04210, Україна, м. Київ, Оболонська Набережна, 17

Поиск по сайту
Главная О проекте, контакты Карта сайта
  /     /   «АНДРЕЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ», музей, филиал Национального заповедника «София Киевская» (на реставрации до 2

«АНДРЕЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ», музей, филиал Национального заповедника «София Киевская» (на реставрации до 2

01025, Украина, г. Киев, ул. Андреевский спуск, 23
Тел. (044) 278-58-61, 278-12-21
stsophia@i.kiev.ua

МУЗЕЙ «АНДРЕЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ», ФИЛИАЛ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАПОВЕДНИКА «СОФИЯ КИЕВСКАЯ»

Андреевская церковь

Андреевская церковь

Андреевская церковь

Андреевская церковь

Андреевская церковь

Андреевская церковь

Андреевская церковь

Андреевская церковь

Андреевская церковь
Андреевская церковь
Андреевская церковь
Андреевская церковь
Андреевская церковь
Андреевская церковь

Выбравшись в центр города прогуляться, обязательно посетите храм Андрея Первозванного, любовно именуемый киевлянами за необыкновенную красоту «каменным цветком». Величественное сооружение возвышается на горе, возле которой на тротуарах сидят и творят шедевры многочисленные мастера искусств и откуда открывается самый сказочный вид.
Тот, кто хоть раз любовался открывающейся отсюда панорамой, навсегда заболеет Киевом. Роскошный вид на Подол и Заднепровские дали любого настроит на лирический и возвышенный лад.

История
Гора и построенная на ней церковь названы в честь Андрея Первозванного, апостола, который первым признал Христа. Во время путешествия из Синопа в Рим, святой побывал и на днепровских кручах с христианской проповедью. Взобравшись на святую гору, апостол предвестил о возникновении здесь большого города и установил большой деревянный крест. «Видите вы горы эти, – сказал он своим ученикам, – на этих горах воссияет благодать Божья и возникнет город великий, и много церквей построит Бог». В Андреевской церкви до наших дней сохранилось полотно «Проповедь Андрея скифам» Платона Бориспольца, изображающее ключевой момент этой легенды – Водружение Христа над Днепром. Как известно пророчество сбылось, а киевляне с тех пор называют эту гору Андреевской. В период Киевской Руси внучка Ярослава Мудрого Янка устроила здесь женский монастырь и первую школу для девочек. Позднее на Андреевской горе периодично возникают разные храмы, но открытость ветрам приводила к их быстрому старению и разрушению. Однако святость этого места и прекрасный вид, открывающийся с горы, способствовали возникновению здесь все новых церквей.
В 1744 году Киев посетила российская самодержица Елизавета Петровна, которая благосклонно относилась к Украине и даже была замужем за Алексеем Разумовским, братом украинского гетмана. Императрица приказала построить на Андреевской горе новую – грандиозную церковь, и сама заложила первый символический камень. Строительство церкви Елизавета поручила прославленному мастеру барокко, своему любимому архитектору Бартоломео Растрелли. Гениальному архитектору принадлежит более 70-ти выдающихся сооружений, в том числе Зимний дворец и архитектурный комплекс Смольного монастыря. Андреевская церковь по своим размерам является самым скромным творением Растрелли, но по композиционному решению, легкости, грациозности, гармоничному сочетанию архитектурных форм и природного ландшафта, превосходит все им созданное, это его «лебединая песня». Великий зодчий поручил строительство Андреевской церкви талантливому московскому архитектору Ивану Мичурину, который добавил к первоначальному проекту стилобат, непредусмотренный ранее Растрелли. В 1754 году все работы по сооружению храма были завершены.
После смерти Елизаветы Петровны, к церкви утратили интерес и перестали за ней присматривать. В разбитых ветрами окнах гнездились птицы, а помещение церкви стало пристанищем для нищих. В середине ХIX века, в стилобате храма жил известный юродивый – Иван Босой (ходил без обуви в самые лютые морозы), сумевший на пожертвования генерал-губернатора содержать здесь целую команду странников. О другом нищем, жившем 100 лет назад, сложили целый миф. Этот несчастный в невообразимом тряпье сидел на чугунных ступенях Андреевкой церкви не один десяток лет. Его внешний вид вызывал у прихожан столько сочувствия, что подавали ему очень хорошо. После смерти «легендарного» нищего выяснилось, что промысел на ступенях церкви принес ему колоссальную сумму и позволил открыть на Шулявке (окраине тогдашнего Киева) публичный дом. Прибыль с этого увеселительного заведения сделала дочь нищего чуть ли не самой богатой невестой города. Да и сам «обездоленный» мог бы давно оставить свое ремесло, но не смог, наверное, из-за чувства «профессиональной» гордости.
В 1815 году после сильной бури купола церкви были снесены на брусчатку. Со временем их восстановили, значительно изменив внешний вид. В 1860 г. за собственные сбережения известный просветитель, писатель и меценат Андрей Муравьев произвел реставрацию храма, а в стилобате открыл церковь Преподобного Сергия Радонежского (теперь здесь духовная семинария Украинской православной церкви Киевского патриархата). Постепенно «киевская жемчужина» из диковинки превращается в стереотип, символ, который изучают лишь ученые мужи. Киевляне очень быстро сжились с храмом и стали воспринимать его только как часть воскресного пейзажа. Изначально построенная для духовных потребностей царского двора, церковь не имеет при себе традиционной колокольни. История, связанная с отсутствующей колокольней, может служить ярким примером того, насколько «хорошо» киевляне знают свой город.
1 апреля 1898 года газета «Киевлянин», желая потешить доброй шуткой почетную публику, сообщила: «Колокольня Андреевской церкви рухнула со страшным грохотом, обломками кирпича завалило весь Андреевский спуск, а городские власти и «ухом не ведут»! Спешите видеть!» Предполагалось, что горожане, хорошо знающие внешний вид храма, посмеются – тем дело и обойдется, но все оказалось не так просто. Половина жителей Киева прибыла на место «трагедии» с целью поглазеть на неординарное происшествие. Розыгрыш удался, но возникли осложнения – для выяснения всех обстоятельств прибыл и городской Голова. Когда оказалось, что и градоначальник знает об архитектурных особенностях Андреевкой церкви столько же, сколько и прочие обыватели, разразился крупный скандал. Несмотря на старания властей замять дело, эта история пошла гулять по свету в виде анекдота. Киевляне уроков не извлекли и во время экскурсионных прогулок с гостями столицы, показывая Андреевскую церковь, гордо заявляют: «А вот и наш знаменитый Владимирский собор, в нем киевлян крестили».
В 1968 году архитектурный памятник УССР – Андреевская церковь была провозглашена музеем и на правах отдела включена в состав Национального заповедника «София Киевская» (детальную информацию о Национальном заповеднике «София Киевская» Вы также найдете на нашем сайте – http://www.atur.com.ua/index.php?id=1514). В 1969 году на Андреевской горе произошел трехметровый оползень. Церковь была практически разрушена. В Венской библиотеке «Альбертина» были найдены чертежи Растрелли, с помощью которых был восстановлен первоначальный вид церкви. В 2000 году после продолжительной реставрации музей «Андреевская церковь» был открыт. И спустя двести с небольшим лет после рождения, храм, наконец, стал таким, каким задумывался, давая возможность всем желающим испытать восторг от сияния золота и серебра, покрывающего легкие стены и купола, от грациозно капризных линий орнаментации и смеющихся ангелов, украшающих этот изящный храм-дворец.


Легенды, связанные с Андреевской церковью

Народная молва связывает с храмом множество легенд. По одной из них, все незамужние и вдовьи женщины в православный праздник Святого Андрея (13 декабря) могут устроить свою будущую семейную жизнь. Для этого достаточно у первого встречного возле церкви спросить имя, узнав, таким образом, имя будущего супруга. А вот всем влюбленным, обычай советует в апостольский день посетить Андреевскую церковь и простоять, плотно прижавшись друг к другу, всю службу. Результатом такого действа считалась скорая и счастливая свадьба. Долгое время священник не мог понять причины столь дивной популярности храма. Когда же истинная причина была установлена, понадобилось специальное вмешательство полицмейстера, как говорилось, с целью прекращения безнравственного поведения в храме.


Архитектура

Когда вспоминают об Андреевской церкви, говорят, что человек и природа подали друг другу руки при ее сооружении. Самая стройная из киевских церковных сооружений, Андреевская церковь возвышается на 87-метровом останце (в народе – «гора») Киевского плато. Внешне храм представляет собой однокупольное здание с пятью маковками. Высота церкви равна 60 м, длина – 32 м, ширина – 23 м. Построенная на большой двухэтажной основе – стилобате, легендарная церковь как будто вырастает из горы, а ее белые колонны на лазурно-бирюзовом фоне стен и изящные маковки как будто собираются взлететь в небесно-голубую даль. Благодаря особой частоте пропорций, церковь кажется небольшой и легкой. Поразить воображение зрителя – была главной задачей выдающего зодчего эпохи барокко. Причудливость форм, обилие кривых, выступов, ниш, выпуклые и вогнутые фасады, украшенные витыми колоннами, создают богатейшую игру светотени – главную прелесть барокко. Архитектурные эффекты дополняются лепкой, пилястрами, скульптурой и позолотой.
В нескольких метрах от лестницы, ведущей к Андреевской церкви, стоит бронзовая скульптура-памятник героям бессмертного фильма «За двумя зайцами» – Свириду Голохвастову и Проне Прокоповне. Памятник стал излюбленным местом молодоженов, которые возле него клянутся друг другу в  вечной любви.


Интерьер

Интерьер церкви не уступает внешнему виду храма. Помещения церкви и сейчас сохраняют стилевые формы елизаветинского двора с его показным блеском и пышностью. Секрет вечной молодости стиля барокко, который и сегодня весьма актуален, прост: изобилие и роскошь всегда притягательны и желанны. Высокий, вызывающе ярко-красный иконостас в три яруса с множеством резных фигур в стиле рококо, образа иконостаса, писанные на холсте в итальянской манере, – все это было привезено из Санкт-Петербурга еще при жизни Елизаветы. Живопись необычайно светская по духу, изобилующая отступлениями от церковных канонов. Иконы, который в церкви около 70, скорее можно назвать картинами. Так алтарный образ «Тайная вечеря», написанный известным киевским маляром Алексеем Антроповым, приписывали кисти Леонардо да Винчи. Предполагали, что только великий живописец мог осмелиться изобразить Христа и его учеников в виде веселой компании киевских мещан. Росписей в церкви практически нет, разве что изображение апостола Андрея на потолке. Остальное, что можно за них принять – это полотна в позолоченных рамах.
Привлекает внимание редкая в православных храмах деталь – кафедра для проповедей. Чаще всего ее принимают за место для императрицы. Однако государыня в пышном кринолине вряд ли смогла б подняться по такой узкой лестнице. На самом деле, «императорская ложа» находилась под не менее роскошным балдахином, у противоположной стены. Надпрестольная сень (навес) – тоже творение Растрелли: легкая деревянная ротонда на четырех парах витых колонн, украшенная золотыми барельефами, укрывает металлический алтарь.


Мероприятия

Ежедневно с 2001 года в Андреевской церкви утром и вечером проходят богослужения Украинской автокефальной православной церкви. Кроме того, уже в течение семи лет, неотъемлемую часть концертной жизни Киева составляют «Музыкальные вечера в Андреевской церкви». Во время концертов представлено немало тщательно выстроенных монографических программ, редко звучащей музыки и прочих репертуарных изысков. Правда, в последние время концерты приостановлены из-за реставрационных работ в храме.



Проблемы

Андреевская церковь является номинантом на включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако неопределенный статус сооружения и многолетний конфликт между Украинской автокефальной православной церковью и заповедником «София Киевская» вынудили ЮНЕСКО отложить номинацию до лета 2009 года. Бездумная эксплуатация храма противоборствующими сторонами грозит разрушению архитектурного шедевра. В иконостас, являющийся образцом резьбы эпохи барокко, вбивают гвозди, чтобы повесить новые иконы. Нижняя часть иконостаса практически стала черной, живопись на иконах, особенно в нижней части потрескалась и частично осыпалась, ведь во время служб в помещении регулярно горят по 200-400 свечей одновременно. Каррарский мрамор, которым покрыт пол храма, весь забит воском, и удалить его оттуда практически невозможно.

Музей «Андреевская церковь»
01025, Украина, г. Киев, ул. Андреевский спуск, 23
(проезд от станции метро «Майдан Незалежности»  троллейбусом №16, 18)
Тел. (044) 278-58-61, 278-12-21
stsophia@i.kiev.ua
www.sophia.org.ua

График работы музея:
ежедневно с 13.00 до 17.00, середа – выходной.

График богослужений:
ежедневно с 10.00


Информация по состоянию на 17.02.2010


Информация по состоянию на 17.02.2010