|
История одесского фуникулера началась на заре ХХ века. Два вагончика вместимостью 35 человек каждый, выписанные из Парижа, связали верхнюю часть города с портом. В те времена именно Одесский фуникулёр рядом с Потёмкинской лестницей стал одним из первых фуникулёров в России. Построен он был по «классической» схеме – однопутная рельсовая линия с разъездом. Движение осуществлялось по «маятниковой» схеме, когда спускающийся вагон помогал вагону, движущемуся вверх. В таком виде одесский фуникулер просуществовал 67 лет, перевозя пассажиров с бульвара в порт за неизменные 2 копейки.
История Гигантская, ныне Потемкинская лестница, открытая в 1841 году, сначала была скорее частью архитектурного ансамбля, чем использовалась по прямому назначению. Портовый рабочий люд шел в порт на работу, в основном, со стороны Пересыпи или по спускам Военному (сейчас Жанны Лябурб), Левашовскому (затем Вакуленчука) позже Деволановскому, Польскому (Кангуна). Со временем количество людей, желавших попасть в Одесский порт и на Приморскую улицу из центра города, возросло. Этому способствовало открытие железнодорожного сообщения из порта на Куяльницкий лиман, куда, как вспоминал в книге «Ни дня без строчки» Юрий Олеша, «шел поезд, ведомый маленьким паровозом, который назывался паровиком. Маленький, бойко свистящий паровозик, пять-шесть зеленых вагонов…» К тому же на Приморской улице вблизи порта открылось множество «заведений теплых морских ванн», упомянутых в «Записных книжках» Ильи Ильфа: «Когда все в Одессе разрушится, морские ванны по-прежнему будут сиять и переливаться светом. Одесситы любят морские ванны». В 1880 году, учитывая конъюнктуру, была предпринята попытка создать концессию для устройства рельсового подъемного пути с пристани на бульвар, потерпевшая фиаско. Идея эта заработала в 1895 году, когда молодой инженер Н. К. Пятницкий, выпускник Петербургского института инженеров путей сообщения, сын директора Второй одесской гимназии, подал в городскую Управу прошение о «предоставлении ему сооружения и эксплуатации механического подъемного пути с Приморской улицы на бульвар». Соблазненные предложением Пятницкого, городские власти все же объявили конкурс через местные и столичные газеты. Откликнулась лишь одна парижская фирма, представившая только эскизный проект, никак не привязанный к местности. По заключению известного в городе инженера В. Зуева, предпочтение отдали Пятницкому.
В 1900-1902 годах спланировали склон под трассу будущего фуникулера, уложили одноколейный рельсовый путь длиной около ста метров с разъездом посередине и переходным мостиком над ним, построили деревянный ажурный павильон на бульваре, каменное здание с кассой, перроном и конторой на Приморской улице, а рядом небольшую электростанцию, собрали и закрепили на тросах два доставленных из Парижа вагончика на 35 пассажиров каждый, установили 300 калильных ламп и дуговых фонарей для освещения дороги. Работы были выполнены под руководством инженера В. Раковского. Торжественное открытие подъёмной дороги состоялось 8 июня 1902 года. На следующий день она приняла первых пассажиров, причем, как отметил «Одесский листок», «желающих испытать удобство движения нашлось довольно много». «Фуникулёр. Если в Одессе произнести это слово, никто не поймёт, о чем идет речь – писал Леонид Утёсов в книге «Спасибо, сердце», – его называют «подъёмная машина». Так одесситам кажется короче и понятней… Вниз почти никто не ездит. Зачем? Спуститься по лестнице просто удовольствие. Вверх тоже не очень много желающих. Подъёмная машина не «золотое дело». По условиям контракта фуникулёр должен был перейти в собственность города в 1920 году. Революция разорвала контракт раньше. С 1919 года фуникулёр был «на консервации», то есть поломан. Заработал он 20 сентября 1926 года, с окончанием разрухи после Гражданской войны и французской интервенции. Во второй раз остановила фуникулёр Великая Отечественная война. Четыре года после войны не работал. В 1948 году в Одессе «начались работы по восстановлению фуникулера». Едва «отдышавшись» от войны, город восстановил фуникулер, который Валентин Катаев причислял к достопримечательностям Одессы. Через двадцать лет, в 1969 году, фуникулер закрыли. В 1970 его заменили эскалатором. Не решив при этом никакой транспортной проблемы, поскольку ее и не было. С лица Одессы на тридцать пять лет оказалась стертой еще одна милая черта города, о которой с грустью вспоминали одесситы. В последний год существования СССР эскалатор еще работал в обе стороны. В самом начале 1990-х – уже только в одну, на подъем. Эскалатор на спуск постепенно разбирали на запчасти, и так поддерживали работу хоть в одном направлении. Окончательно же он пришел в негодность и закрылся в 1997 году.
Современность В 1998 году городская власть решила построить на Потемкинской лестнице новый фуникулёр по принципу наклонных лифтов и выделила деньги. Получился долгострой длиной в восемь лет. И в 2005 году Одесский фуникулер заработал снова. Торжественное открытие возрожденного фуникулера на два вагончика по десять человеко-мест состоялось 2 сентября 2005 года в двести одиннадцатый день рождения Одессы.
Одесский фуникулер находится в подчинении коммунального предприятия «Одесгорэлектротранс» 65007, Украина, г. Одесса, ул. Водопроводная, 1 Тел.: (048) 722-60-88, факс: (048) 724-62-57 www.odessa.ua/numbers/852
График работы фуникулера: ежедневно с 08.00 до 23.00
Проезд – бесплатный. |